Как Марина Цветаева читала стихи

Цветаева читает стихиНе нужно объяснять, что авторское чтение стихов разительно отличается от актерского исполнения. Марина Цветаева рассуждала на эту тему в своих дневниках: «Дело актера и поэта – разное. Дело поэта: вскрыв – скрыть. Голос для него броня, личина. Вне покрова голоса – он гол». В связи с этим авторское исполнение, несмотря на свою скупость и безыскусность, интереснее актерского, оно дает услышать не трактовку, а содержание.

Голоса некоторых поэтов, уже давно покоящихся в своих могилах, чудом сохранились на магнитофонных записях. Сквозь треск и шум, следы безжалостного времени, пробиваются к нам строгие или взволнованные, громкие или едва уловимые голоса, приближая к нам своих владельцев. Но Марина Цветаева и в этот раз перехитрила время, и на этот раз предпочла остаться недостижимой и таинственной. Записей ее голоса не сохранилось.

Нам остается только читать описания ее современников и по этим обрывочным сведениям пытаться составить целостный образ. Вот, как ее манеру читать стихи передавали те, кому довелось это услышать:

 Ариадна Эфрон: «Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию. Читала темпераментно, смыслово, без поэтических «подвываний», никогда не опуская (упуская!) концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в ее исполнении».

Семен Липкин: «Читала Марина Ивановна наизусть. Читала просто, без каданса, голос свежий, прелестный, чисто московский, но мне показалось, что как-то резко, отрывисто произносила строки, нарочито подчеркивая их отстраненность от привычной стиховой музыкальности».

Елена Извольская: «Даже если позабыть лицо Марины, не забыть ее голоса. Не только на эстраде, но и дома, и среди друзей она оставалась корифеем. У нее был звонкий, довольно низкий тембр, легко переходящий к высоким нотам. Она говорила сдержанно, но как власть имущая; речь ее напоминала звон бронзы».

Эмилий Миндлин: «Она читала твердо и вся отдавшись ритму стихов. Читала, словно ворожбой заговаривала, время от времени встряхивая головой – обычно в конце строфы. В отличие от Мандельштама, читая, не смотрела на слушателя, будто читала для себя одной».

А вот как описывает исполнительскую манеру Марины Цветаевой ее родная сестра Анастасия:

Есть и такая занимательная попытка продемонстрировать умение Цветаевой преподносить свои стихи. Выглядит немного жутко. Голос чужой. Лицо неподвижное. Глаза невидящие. Впрочем, судить вам!

Спасибо

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Как Марина Цветаева читала стихи”

  1. international movers:

    I absolutely love your blog.. Pleasant colors & theme. Did you make this web site yourself? Please reply back as I’m attempting to create my own blog and want to know where you got this from or what the theme is named. Many thanks!|

здесь

Оставить комментарий