Сборник XVI цветаевской конференции (2012 г.)

1910-й — год вступления Марины Цветаевой в литературу: XVI Междунар. научно-темат. конф. 8–10 октября 2010. Сб. докладов. М., 2012

Сборник посвящен темам, так или иначе отражающим знаменательную дату: в 1910 году вышел из печати первый сборник Цветаевой — «Вечерний альбом», с которого началось ее вхождение в литературный мир. Содержание сборника отражает разные аспекты, в которых рассматривается этот феномен.

I. Литературно-художественный контекст эпохи 1910-х годов

К. Александрова (Шальме). Культура и власть: экскурс в историю искусства России рубежа XIX-XX веков — 9

Татьяна Новикова. К вопросу о синтезе искусств в культуре Серебряного века: Данте Габриэль Россетти и русские символисты — 19

Н.Н. Перцова. Литературная жизнь Москвы 1910 года: поэзия и университет — 28

Л.М. Аринина. Литературная жизнь Москвы 1910-х годов в восприятии Б. Зайцева — 41

О.А. Клинг. М.И. Цветаева и дискуссия 1910 года о «конце символизма» — 50

О.В. Евтушенко. Идеалы и образцы 1910 года в творчестве Марины Цветаевой — 66

Ю.Б. Орлицкий. «Вечерний альбом» в контексте заглавий русских поэтических книг 1910 года — 76

II. Поэты — современники Марины Цветаевой

Т. Каратеева. Анна Ахматова в 1910 году — 89

В.Н. Дядичев. Родом из детства — билингвизм, музыка, живопись… (К поэтике первых сборников М. Цветаевой и В. Маяковского) — 101

И. А. Тарасова.  «Жемчуга» Н. Гумилева: к семантике заглавия — 129

Г.И. Шайхутдинова. Своеобразие лирического «Я» в ранней поэзии Е.Ю. Кузьминой-Караваевой — 140

А.Л. Тоом, А.И. Тоом. «Схожу с ума от того, что я так мало ценил Марину…» — 148

A.Л. Соболев. К биографии Михаила Сандомирского — 157

А.А. Забияко. Эхо ранней лирики М. Цветаевой в зрелом творчестве — 173

А. Несмелова: метапоэтика аналогий

III. Раннее творчество М. Цветаевой

Р.С. Войтехович. Композиция «Вечернего альбома» Цветаевой — 187

И.Ю. Белякова. О паратекстовой структуре сборника М. Цветаевой «Вечерний альбом» — 200

И.Г. Башкирова, Р.С. Войтехович. Эпиграфы из Ростана в структуре «Вечернего альбома» Цветаевой — 212

В. Крысанова. Пространство детской комнаты в поэтическом мире «Вечернего альбома» М. Цветаевой — 219

Брио. Мотив пансионерки в «Вечернем альбоме» Марины Цветаевой: преобразование традиции — 225

А. В. Сухова. Коннотативный ореол концепта, репрезентируемого словом ТОСКА, в «Вечернем альбоме» М.И. Цветаевой — 238

Л.A. Викулина. Мотивы и образы «Вечернего альбома» М. Цветаевой в «Крысолове» — 245

Е.В. Титова.  «Волшебство в стихах Брюсова»: рождение М. Цветаевой-критика в 1910 г. — 258

Д.Д. Кумукова.  1910-е годы — начало драматургии — 270

Л.Т. Латыйпова. Античные мифы в драматургии М. Цветаевой и традиции пьес И. Анненского — 282

Г.Ф. Ситдикова. «Окунать внутрь и так глядеть…»: о рождении поэтики рефлексий в раннем творчестве Марины Цветаевой — 288

Г. Ч. Павловская. Миф в сознании юной Марины Цветаевой — 299

С.А. Ахмадеева. Обращения к адресату и подписи в письмах Марины Цветаевой 1905-1911 гг. — 304

Е.В. Толкачева.  «Главная радость — писание» (Мотивы и образы раннего творчества в письмах М. Цветаевой к Л. Чириковой-Шнитниковой) — 314

Т.П. Ившина. Сложные наречия и наречия на -о в сложных прилагательных (по стихотворениям Марины Цветаевой 1906-1910 гг.) — 324

Т.Е. Барышникова. Стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…» в переводе Ояра Вациетиса — 340

IV. Архивные материалы о семье Цветаевых-Эфрон

Е.И. Лубянникова. Из неизданной переписки сестер Цветаевых — 349

Е.Б. Соснина, Ю.Г. Волхонский. «Вечерний альбом» М. Цветаевой в переписке ее отца И.В. Цветаева с Н.А. Котляревским: попытка рецензии — 378

Е.Б. Соснина. Вклад Цветаевых в становление женской церковноприходской школы в Талицком погосте. К вопросу о благотворительности И.В. Цветаева

Е.И. Лубянникова 404 Еще о Талицкой школе (К вопросу о благотворительности Цветаевых) — 392

Е.Б. Коркина. Старшее поколение семьи Эфрон — 411

Г. Шенгели. Борисоглебский, 15. Публикация и примеч. Е.И. Лубянниковой — 446

 

Приложения

  1. РЕЦЕНЗИЯ. Л. Кертман. Книга долгого последействия — 479
  2. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЦВЕТАЕВОЙ. Сост. В.И. Масловский — 490

Сведения об авторах — 532

Библиография — 540

Из всего обилия интересных и плодотворных находок, представленных в сборнике, остановимся лишь на нескольких.

Статья Е.И. Лубянниковой «Из неизданной переписки сестер Цветаевых» открывает читателям два до сих пор неизвестных эпистолярных послания А.И. Цветаевой от 1925 и 1937 гг.  Первое из них дошло до Цветаевой после долгих перипетий, и, вероятно, доставило радости в той же степени, что и горечи. Анастасия Ивановна подробно рассказывает о событиях, произошедших со дня отъезда сестры за границу, о частичной утрате оставленного на хранение цветаевского архива, поздравляет с рождением сына Георгия, сообщает новости о собственном сыне Андрее и близких людях. О себе самой она говорит весьма скупо, но в целом письмо, насыщенное именами и фактами, имеет высокую информационную ценность, так как этот период в биографии А.И. Цветаевой освещен очень слабо.

Второе письмо, напротив, чрезвычайно краткое, относится ко времени недолгого пребывания А.И. Цветаевой в Тарусе в мае 1937 года. Желая порадовать сестру живым напоминанием о любимых местах детства, она приложила к письму собственноручно сделанный рисунок: вид дачи «Песочное», которую семья Цветаевых снимала в 1892-1910 гг.

Оба письма снабжены подробнейшим комментарием, ценность которого не уступает ценности самих публикаций.

Не менее ценным и плодотворным является анализ, проведенный в статье Р. С. Войтеховича «Композиция “Вечернего альбома” Цветаевой». Исследователь обнаруживает в построении сборника отражение художественных принципов символизма, которое «проявляется как в последовательности заглавий разделов, так и в числовых пропорциях книги. Уже сама симметрия в построении «Вечернего альбома» — явный риторический ход, имеет знаковый, символический характер» (187).

Всматриваясь в числовые характеристики структуры сборника, автор обнаруживает, что

Первые два раздела маркированы нечетными числами, кратными числам 5 и 7. Особенно важно второе число, которое является общим обозначаемым первых двух разделов: при сложении 35 + 35 дают число 70, где 7 эксплицируется» (188),

т.е. число «семь» таким образом реализует сакральную символику, которой оно наделяется в эзотерической традиции и которая была близка самой Цветаевой.

Вторым плодотворным наблюдением является выявление так называемых «триад», т.е. такая группировка стихотворений, когда три произведения подряд скреплены определенным тематическим единством. Такое структурное оформление создает своеобразный трехчастный ритм и реализует некий  условный сюжет сборника.

Автор доказывает свою гипотезу логично и убедительно, раскрывая тематический смысл каждой триады в каждой части книги. Перечень и движение тем выявляет метасюжет, который в итоге формулируется  таким образом:

«Детство — это симбиоз ребенка и матери, оно хрупко, но радостно, это сказка, от которой все-таки приходится отказаться в стремлении к достижению мечты о любви. Любовь в жизни лирической героини свела ее с яркими фигурами, но она быстро закончилась из-за метаний, двойственности и противоречивости отношений. Остались запоздалые сожаления, упреки и «тени» прошлого. Только тени — удел женщин с давних времен, несчастных рабынь и дерзких нарушительниц устоев, а ведь женщину притягивают все пути. Семья — ярмо, и дети часто несчастны, тоска по матери неизбывна. Символ неприкаянной женской души дан во вводном сонете «Встреча », а в завершающем стихотворении намечается выход из тупиковой ситуации: либо найти счастье в любви, либо умереть» (199).

Отметим также труд, частично представленный в Сборнике XVI конференции. Это фрагменты из составляемого главным библиотекарем Дома-музея Цветаевой В.И. Масловским «Путеводителя по Цветаевой». Объясняя задачи своей работы, автор сообщает:

«Путеводитель стоит в ряду таких справочных изданий, как энциклопедия и словарь. От энциклопедии, посвященной одному персонажу …он отличается тем, что его статьи не будут включать всю основную информацию о герое (хотя бы в самой краткой форме, что принято в энциклопедиях), а прежде всего только указывать на ее источники. Тем более в нем не будет попыток интерпретировать приводимую информацию. От биографических словарей … он отличается тем, что посвящен одному писателю и, повторюсь, тем, что информация о герое не приводится, а к ней даются отсылки. Кроме того, статьи ПЦ могут включать в отдельных случаях цитаты, которые минимальными средствами, доступными составителю, дают возможность набросать человеческий силуэт героя статьи» (490-491).

В сборнике приведены статьи из Путеводителя, посвященные семьям Цветаевых и Иловайских. Принципы, положенные в основу работы, делают это издание незаменимым справочным пособием для всех, кто занимается изучением жизни и творчества М.И. Цветаевой и ее окружения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий