В предыдущих заметках мы кратко описали сюжеты стихотворений и процитировали выводы исследователей. Составив общее представление о цикле, попробуем выяснить его устройство по принципам художественной организации, спускаясь с ее «верхних» этажей» — тематики и композиции — до фонетики и графики и рассматривая работу Цветаевой на каждом из этих уровней.
В композиционном плане можно анализировать цикл по-разному. Мы будем использовать подход,
предложенный Р.С. Войтеховичем в статьях, посвященных композиции цветаевских сборников, и рассмотрим развитие мотивных комплексов в их расположении. При таком подходе объективно выявилась определенная ритмически организованная смысловая линия. Формулировка ведущих мотивов обнаруживает, что стихи объединены попарно тематической связью. В нашем представлении мотивная схема цикла выглядит так:
1
О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..
Коллективное славословие Ахматовой обязано поэтической силе, с которой она утверждает драматизм человеческой судьбы.
2
Охватила голову и стою…
Своим общепризнанным титулом Ахматова обязана поэтической силе самой Цветаевой.
Рассматривается нынешний общественный портрет Ахматовой и раскрывается собственная роль в его создании.
3
Еще один огромный взмах…
Посмертная судьба Ахматовой.
4
Имя ребенка — Лев…
Судьба сына Ахматовой.
Рассматривается судьба наследия Ахматовой — в духовном и личном плане.
5
Сколько спутников и друзей!..
Роковая зависимость Ахматовой от предначертаний Судьбы.
6
Не отстать тебе! Я — острожник,
Роковая взаимная зависимость Ахматовой и Цветаевой, от которой можно избавиться лишь смертью.
Рассматривается связь Ахматовой с Судьбой и общая зависимость обоих поэтов от Судьбы.
7
Ты, срывающая покров…
Утверждение личной неподвластности подавляющему влиянию Ахматовой.
8
На базаре кричал народ…
Несоответствие внешнего и внутреннего облика Ахматовой
Рассматривается облик Ахматовой, утверждается его непринятие и раскрывается причина: расхождение внешности и сути, но это оказывается близким и самой Цветаевой.
9
Златоустой Анне — всея Руси…
Признание общественного приоритета Ахматовой
10
У тонкой проволоки над волной овсов…
Максимальная сакрализация образа Ахматовой
Подготовка и доведение славословия до апогея.
11
Ты солнце в выси мне застишь…
Демонстрация личной дерзости перед священным образом
12
Руки даны мне — протягивать каждому обе…
Презентация собственного поэтического образа
Резкий переход к самопрезентации, утверждение права на равное место под поэтическим солнцем.
Последнее стихотворение стоит особняком, пары не имеет.
<13>
А что если кудри в плат…
Маска как орудие борьбы в творческом соревновании.
Сеанс игры в «поддавки».
Таким образом, цикл можно рассматривать как последовательность 6-ти сдвоенных тематических звеньев с отдельно поставленным 7-м финальным звеном. Представим мотивную схему в сводном виде:
1-2 Рассматривается нынешний общественный портрет Ахматовой и раскрывается собственная роль в его создании.
3-4 Рассматривается судьба наследия Ахматовой — в духовном и личном плане.
5-6 Рассматривается связь Ахматовой с Судьбой и общая зависимость обоих поэтов от Судьбы.
7-8 Рассматривается облик Ахматовой, утверждается его непринятие и раскрывается причина: расхождение внешности и сути, но это оказывается близким и самой Цветаевой.
9-10 Максимальная сакрализация образа Ахматовой
11-12 Резкий переход к самопрезентации, утверждение права на равное место под поэтическим солнцем.
<13> Сеанс игры в «поддавки».
На основании нашей реконструкции сюжет цикла схематично можно представить так:
В 1-м стихотворении Цветаева вглядывается в существующий в нынешнем общественном создании образ Ахматовой, фиксирует его проявления, во 2-м отмечает собственную роль в утверждении этого образа в сознании читателей, а значит, и определенное личное влияние на формирование имиджа Ахматовой. Затем она продолжает размышлять о том, что останется от Ахматовой после ее смерти: в 3-м о том, что ее духовную сущность забудут, а в 4-м — что телесное воплощение в облике сына поджидает страшная судьба. Тема Судьбы переходит в 5-е и 6-е стихотворения, вначале касаясь одной Ахматовой, а затем — их обеих, и эта взимная подчиненность осознается как тяжкое бремя. Далее следует всматривание в облик Ахматовой, выясняется его двойственная суть. Поначалу, в 7-м стихотворении, это открытие вызывает отторжение, а затем (в 8-м) обнаруживается сходство и даже родственность с противоречивым внутренним миром самой Цветаевой. Это подготавливает в 9-м стихотворении принятие Ахматовой на новом уровне, и в 10-м славословия восходят уже от себя лично. Однако доведение пафоса до крайней экзальтации вызывает новый поворот сюжета и движение к другому полюсу, Цветаева резко противопоставляет себя Ахматовой и подбирает личный статус-противовес. Сначала, в в 11-м стихотворении, она ведет себя с детским невинным озорством, но в 12-м стихотворении происходит полное самораскрытие и утверждается собственный образ — не менее мощный и драматичный, чем ахматовский, чем окончательно утверждается их равноправное положение в мире Поэзии.
Но Цветаевой не нужно равноправие, ей нужна победа, ей нужно добиться права на доминирование собственного имени. И для достижения этой цели она находит необычную, неожиданную форму: в 13-м стихотворении в образе смиренной паломницей явиться в дом Ахматовой и устроить розыгрыш.
Розыгрыш занимает значимое место в творческом мире Цветаевой. Надеемся, что у нас будет возможность поговорить об этом подробнее. Пока же отметим, что последнее стихотворение пары не имеет потому, что играет в цикле особую финальную роль. Помещение этого стихотворения под «чертовым» числом 13, как указывалось в работах исследователей, неявным образом демонизирует Ахматову. А сюжет стихотворения делает десакрализацию явной, снижая образ всеведающей, всевластной всемирной самодержицы до «барыньки», которая не узнает в деревенском платке сестру по поэтическому ремеслу. Таким образом уничтожается драматический пафос, более свойственный Ахматовой, и борьба за трон переводится на то поле, где у Цветаевой несравненно больше шансов на победу.
Так, по нашему мнению, отразилась в цикле эволюция отношения к Ахматовой. И как еще могла закончить Цветаева обращение к собрату по ремеслу, если не призывом к творческой игре?