Поэтика цикла «Ахматовой»: общая композиция

index2В предыдущих заметках мы кратко описали сюжеты стихотворений и процитировали выводы исследователей.  Составив общее представление о цикле, попробуем выяснить его устройство по принципам художественной организации, спускаясь с ее «верхних» этажей» — тематики и композиции — до фонетики и графики и рассматривая работу Цветаевой на каждом из этих уровней.

В композиционном плане можно анализировать цикл по-разному. Мы будем использовать подход,

предложенный Р.С. Войтеховичем в статьях, посвященных композиции цветаевских сборников, и рассмотрим развитие мотивных комплексов в их расположении. При таком подходе объективно выявилась определенная ритмически организованная смысловая линия. Формулировка ведущих мотивов обнаруживает, что стихи объединены попарно тематической связью. В нашем представлении мотивная схема цикла выглядит так:

1

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..

Коллективное славословие  Ахматовой обязано поэтической силе, с которой она утверждает драматизм человеческой судьбы.

2

Охватила голову и стою…

Своим общепризнанным титулом Ахматова обязана поэтической силе самой Цветаевой.

Рассматривается нынешний общественный портрет Ахматовой и раскрывается собственная роль в его создании.

3

Еще один огромный взмах…

Посмертная судьба Ахматовой.

4

Имя ребенка — Лев…

Судьба сына Ахматовой.

Рассматривается судьба наследия Ахматовой — в духовном и личном плане.

5

Сколько спутников и друзей!..

Роковая зависимость Ахматовой от предначертаний Судьбы.

6

Не отстать тебе! Я — острожник,

Роковая взаимная зависимость Ахматовой и Цветаевой, от которой можно избавиться лишь смертью.

Рассматривается связь Ахматовой с Судьбой и общая зависимость обоих поэтов от Судьбы.

7

Ты, срывающая покров…

Утверждение личной неподвластности подавляющему влиянию Ахматовой.

8

На базаре кричал народ…

Несоответствие внешнего и внутреннего облика Ахматовой

Рассматривается облик Ахматовой, утверждается его непринятие и раскрывается причина: расхождение внешности и сути, но это оказывается близким и самой Цветаевой.

9

Златоустой Анне — всея Руси…

Признание общественного приоритета Ахматовой

10

У тонкой проволоки над волной овсов…

Максимальная сакрализация образа Ахматовой

Подготовка и доведение славословия до апогея.

11

Ты солнце в выси мне застишь…

Демонстрация личной дерзости перед священным образом

12

Руки даны мне — протягивать каждому обе…

Презентация собственного поэтического образа

Резкий переход к самопрезентации, утверждение права на равное место под поэтическим солнцем.

Последнее стихотворение стоит особняком, пары не имеет.

<13>

А что если кудри в плат…

Маска как орудие борьбы в творческом соревновании.

Сеанс игры в «поддавки».

Таким образом, цикл можно рассматривать как последовательность 6-ти сдвоенных тематических звеньев с отдельно поставленным 7-м финальным звеном. Представим мотивную схему в сводном виде:

1-2 Рассматривается нынешний общественный портрет Ахматовой и раскрывается собственная роль в его создании.

3-4 Рассматривается судьба наследия Ахматовой — в духовном и личном плане.

5-6 Рассматривается связь Ахматовой с Судьбой и общая зависимость обоих поэтов от Судьбы.

7-8 Рассматривается облик Ахматовой, утверждается его непринятие и раскрывается причина: расхождение внешности и сути, но это оказывается близким и самой Цветаевой.

9-10 Максимальная сакрализация образа Ахматовой

11-12 Резкий переход к самопрезентации, утверждение права на равное место под поэтическим солнцем.

<13> Сеанс игры в «поддавки».

На основании нашей реконструкции сюжет цикла схематично можно представить так:

В 1-м стихотворении Цветаева вглядывается в существующий в нынешнем общественном создании образ Ахматовой, фиксирует его проявления, во 2-м отмечает собственную роль в утверждении этого образа в сознании читателей, а значит, и определенное личное влияние на формирование имиджа Ахматовой. Затем она продолжает размышлять о том, что останется от Ахматовой после ее смерти: в 3-м о том, что ее духовную сущность забудут, а в 4-м — что телесное воплощение в облике сына поджидает страшная судьба. Тема Судьбы переходит в 5-е и 6-е стихотворения, вначале касаясь одной Ахматовой, а затем — их обеих, и эта взимная подчиненность осознается как тяжкое бремя. Далее следует всматривание в облик Ахматовой, выясняется его двойственная суть. Поначалу, в 7-м стихотворении, это открытие вызывает отторжение, а затем (в 8-м) обнаруживается сходство и даже родственность с противоречивым внутренним миром самой Цветаевой. Это подготавливает в 9-м стихотворении принятие Ахматовой на новом уровне, и в 10-м  славословия восходят уже от себя лично. Однако доведение пафоса до крайней экзальтации вызывает новый поворот сюжета и движение к другому полюсу, Цветаева резко противопоставляет себя Ахматовой и подбирает личный статус-противовес. Сначала, в в 11-м стихотворении, она ведет себя с детским невинным озорством, но  в 12-м стихотворении происходит полное самораскрытие и утверждается собственный образ — не менее мощный и драматичный, чем ахматовский, чем окончательно утверждается их равноправное положение в мире Поэзии.

Но Цветаевой  не нужно равноправие, ей нужна победа, ей нужно добиться права на доминирование собственного имени. И для достижения этой цели она находит необычную, неожиданную форму: в 13-м стихотворении в образе смиренной паломницей явиться в дом Ахматовой и устроить розыгрыш.

Розыгрыш занимает значимое место в творческом мире Цветаевой. Надеемся, что у нас будет возможность поговорить об этом подробнее. Пока же отметим, что последнее стихотворение пары не имеет потому, что  играет в цикле особую финальную роль. Помещение этого стихотворения под «чертовым» числом 13, как указывалось в работах исследователей,  неявным образом демонизирует Ахматову. А сюжет стихотворения делает десакрализацию явной, снижая образ всеведающей, всевластной всемирной самодержицы до «барыньки», которая не узнает в деревенском платке сестру по поэтическому ремеслу. Таким образом уничтожается драматический пафос, более свойственный Ахматовой, и борьба за трон переводится на то поле, где у Цветаевой несравненно больше шансов на победу.

Так, по нашему мнению, отразилась в цикле эволюция отношения к Ахматовой. И как еще могла закончить Цветаева обращение к собрату по ремеслу, если не  призывом к творческой игре?

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий