Поэтика цикла «Ахматовой»: хронотоп

indexЛюбой художественный текст — отражение реальности. А реальность всегда существует в таких координатах, как время и пространство. Поэтому в перечень литературоведческих терминов прочно вошло понятие «хронотоп», дословно «время-пространство». Этот термин был введен М.М. Бахтиным:

Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом  (Бахтин: 234).

Объясняя роль пространственно-временного фактора в произведении, Бахтин указывал:

В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. (Бахтин: 235).

Собственно время и собственно пространство могут стать самостоятельным объектом художественного воплощения, центральным объектом авторских размышлений. Но анализ этого фактора необходим в любом случае, так как хронотоп, воплощенный явно или неявно, — одна из основных координат художественного текста.

А.Б. Есин, развивая концепцию хронотопа, отмечал, что подобно тому, как сам художественный текст — условность по отношению к  реальности, так и хронотоп в художественном тексте — условность, категория, которую можно воплощать максимально свободно.

Характер условности литературного времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. В лирике эта условность максимальна; в лирических произведениях может, в частности, вообще отсутствовать образ пространства. В других случаях пространственные координаты присутствуют лишь формально, являясь условно-иносказательными. Однако в то же время лирика способна и воспроизводить предметный мир с его пространственными координатами, которые обладают большой художественной значимостью. (Есин: 98)

Что можно сказать о хронотопе применительно к циклу «Ахматовой»?

Прежде всего то, что в явном виде, как объект авторских размышлений, он отсутствует. У Цветаевой есть произведение, адресатом которого является непосредственно Время, но это другая тема. Следовательно, хронотоп в цикле может играть роль координат, в которых происходит воспроизведение авторского замысла. Попробуем пройтись по текстам и посмотреть, где и когда происходят события лирического сюжета и какую функцию выполняют факторы времени и места.

№№ Время Место
1 настоящее Россия, Москва
2 настоящее условное, Москва
3 будущее кладбище
4 настоящее, будущее место обитания сына Ахматовой
5 прошедшее Морской берег
6 настоящее дорога, каторжный этап
7 настоящее, будущее Место прибытия владычицы
8 прошедшее, будущее Базар, улица, церковь, леса
9 настоящее «золотое поле»
10 настоящее поле, лес, церковь
11 настоящее, будущее условное пространство обитания Ахматовой
12 настоящее, будущее внутреннее пространство, российская земля
13 настоящее, будущее дорога Москва — Петербург

 

Попробуем собрать статистику.

Категория времени:

В 5 текстах (1, 2, 6, 9, 10) действие происходит в настоящем времени.

В 5 текстах (4, 7, 11-13) — в настоящем и будущем времени.

По 1 тексту (3, 5, 8) — в будущем, прошедшем, прошедшем и будущем времени.

Категория пространства:

В 3 текстах (1, 2, 13) упоминаются Москва и Петербург как место действия.

В 6 текстах (3, 5, 6, 8-10) обнаруживаются приметы конкретного пространства: кладбище, базар, лес, поле, дорога и т.д.

В 2 текстах (2, 12) условное пространство соседствует с реальным.

В 3 текстах (4, 7, 11) пространство целиком условно, не имеет конкретных примет.

Таким образом, хронотоп цикла «Ахматовой» в ракурсе временной координаты преобладающим образом ориентирован на настоящее и будущее время: авторское осмысление удерживает в фокусе внимания сегодняшнее положение дел и пытается проецировать его на будущее. Однако события прошедших дней тоже играют свою роль и так же перекидывают мостик из прошлого в будущее (например, в стихотворении «На базаре кричал народ…» лирическая героиня, основываясь на пережитых впечатлениях, предсказывает будущность объекта наблюдения).

В ракурсе пространства мы обнаруживаем преобладание конкретных характеристик места: они присутствуют в 6 из 13 стихотворений. По нашему мнению, такая конкретность способствует яркости, зримости, осязаемости образов. Она создает атмосферу, знакомую читателю по непосредственному опыту, и это позволяет так же непосредственно проникнуться настроением лирической героини, лично пережить ее ощущения.

Условные, не имеющие конкретных примет сферы действия лирических сюжетов, однако, так же имеют место в цикле. Их можно трактовать как пространство внутренней среды обитания. В этих текстах, как, например, «Ты солнце в выси мне застишь…», общение героинь происходит в масштабах Вселенной, и, хотя это можно назвать и конкретным местом обитания, все же, на наш взгляд, ему больше подходит понятие внутренней Вселенной, не имеющей четких границ и примет. Подобная условность присутствует и в стихотворении, адресованном сыну Ахматовой и, по нашему мнению, наделена другим смыслом.  Цветаева выстраивает судьбу «рыжего львеныша»,   фактор времени играет здесь ведущую роль, и это обусловливает минимальную необходимость роли фактора пространства. Однако и «условное» пространство — тоже пространство. Имеющее нулевые характеристики.

Можно считать, что пространство, описанное через конкретные детали и образы — это пространство земное, телесное, физическое, где действуют общепринятые правила и порядки. Пространство условное — это область духа, неизмеримая и безграничная: это сфера действия высших сил. В цикле первый тип пространства количественно преобладает над вторым. Но само присутствие второго типа говорит о его необходимости, значимости в сюжетно-тематической линии цикла. И особенно значимость проявляется в том, что в этом условном пространстве происходят важнейшие личные откровения лирической героини: во 2-м стихотворении она славит Ахматову с исступлением, переходящим в самоуничтожение, в 11-м  предпринимает отчаянную попытку ворваться в сферу обитания сестры-соперницы по лире, а в 12-м описывает сферу своего поэтического бытия как образ личного, никому не подвластного пространства.

Связь временных и пространственных факторов в цикле, как представляется, создает основу для  воплощения лирического сюжета во всем объеме авторского замысла.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин — Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407
  2. Есин — Есин А.Б. Время и пространство // Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. –М.: Флинта, Наука, 2000. С. 97-105.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
zap11

Оставить комментарий