В предыдущей заметке мы начали разговор о двух стихотворениях Ахматовой и Цветаевой, в которых обнаружили предположительное сходство. Теперь попробуем вглядеться в них внимательнее:
Анна АхматоваСТАРЫЙ ПОРТРЕТА. А. Экстер | М. ЦветаеваБАБУШКЕ |
Сжала тебя золотистым оваломУзкая, старая рама.Негр за тобой с голубым опахалом,
Стройная белая дама.
Тонки по-девичьи нежные плечи, Смотришь надменно-упрямо; Тускло мерцают высокие свечи, Словно в преддверии храма,
Возле на бронзовом столике цитра, Роза в граненом бокале… В чьих это пальцах дрожала палитра, В этом торжественном зале?
И для кого эти жуткие губы Стали смертельной отравой? Негр за тобою, нарядный и грубый, Смотрит лукаво. «Всеобщий журнал». 1911, № 3.
|
Продолговатый и твёрдый овал,Чёрного платья раструбы…Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей — сколько? — В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж. Тёмные звёзды погасли. — Бабушка! Этот жестокий мятеж В сердце моём — не от Вас ли?..
4 сентября 1914 |
Прежде всего обращает на себя внимание сходная тема стихотворений. Оба посвящены описанию женского портрета. Однако в цветаевском стихотворении речь идет о юной женщине. В ахматовском возраст женщины не указывается, о ее молодости можно лишь предположить по обороту «по-девичьи нежные плечи».
Сходен ракурс повествования: автор адресует свой монолог непосредственно к изображенному объекту.
Объект получает наименование. У Ахматовой — загадочное: «Стройная белая дама». У Цветаевой — конкретно: «Юная бабушка».
Сходно начало стихотворений, с экспозиции, дающей первое знакомство с объектом. Взгляд Ахматовой движется постепенно: прежде всего описывается рамка, окружающая изображенную особу. Цветаева и тут конкретна: первым делом замечается абрис лица и платья.
Описание подробностей также идет сходным образом.
Описывается взгляд, которым смотрит женщина с портрета, — схож и сам взгляд.
Ахматова:
Смотришь надменно-упрямо
Цветаева:
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Фокус внимания переходит на руки.
Ахматова:
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?
Цветаева:
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
Взгляд снова переводится на лицо.
Ахматова:
И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Цветаева:
Кто целовал
Ваши надменные губы?
В восприятии изображенного персонажа участвует и музыкальный инструмент. Здесь наблюдаем обратный контраст. У Ахматовой инструмент присутствует и назван конкретно: это цитра. У Цветаевой инструмент присутствует в виде ассоциативного признака: вальсы Шопена, как правило, игрались на рояле.
Оба портрета вызывают ассоциации с величественным интерьером. У Ахматовой это преддверие храма, торжественный зал. У Цветаевой сходно: «в залах дворца».
Сходно и самое важное: поведение зрительницы. Она не просто разглядывает портрет, а пытается осмыслить увиденное. Задаваемые вопросы поначалу касаются сходных тем.
Ахматова:
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?
…И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Цветаева:
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Однако вопросы зрительницы-Цветаевой идут дальше:
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько?
Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от Вас ли?..
Различие мотивов осмысления в первую очередь вызвано различием сути изображенного на портретах.
Портрет, который рассматривает героиня Ахматовой, скорее можно назвать двойным: в начале и в конце стихотворения о себе напоминает стоящий за дамой негр. Его роль выглядит двойственной. С одной стороны — голубое опахало в руках указывает на функции слуги. Но сам негр — «нарядный и грубый», а описание его лукавого взгляда вслед за вопросом «И для кого эти жуткие губы Стали смертельной отравой?» дает основания для вывода, что негр служит даме не только слугой, но и любовником.
Героиня «Бабушке» присутствует на портрете в единственном числе. Существенной представляется разница описания взгляда героини. На «двойном портрете» «Надменно-упрямый» взгляд, на фоне лукавого взгляда слуги, воспринимается как попытка скрыть падение. Взгляд героини Цветаевой — «Тёмный, прямой и взыскательный <…> к обороне готовый» —не допускает мысли о наличии завоевателя. И надменны здесь не взгляд, а губы. Потому и возникает вопрос зрительницы: нашелся ли тот смельчак, которому удалось их поцеловать? Потому и звучат вопросы об унесенных в землю возможностях и невозможностях…
Иными словами, героиня портрета Ахматовой скрывает свою греховность, но ее обнаруживает контекст изображения, который позволяет зрительнице разгадать ее загадку. Героиня портрета Цветаевой прямо и честно утверждает свою невинность. Но это не значит, что ей нечего скрывать. Контекст изображения дает возможность зрительнице понять то, чем была полна душа юной бабушки, по наличию родственной и духовной связи. И это дает ей право задать вопрос:
Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от Вас ли?..
Таким образом, мы установили наличие сходных моментов в стихотворениях и отметили различия. В следующей заметке мы продолжим сравнительный анализ и сделаем заключительные выводы.