Ахматова — Цветаева: перекличка портретов (2)

indexВ предыдущей заметке мы начали разговор о двух стихотворениях Ахматовой и Цветаевой, в которых обнаружили предположительное сходство. Теперь попробуем вглядеться в них внимательнее:

Анна АхматоваСТАРЫЙ ПОРТРЕТА. А. Экстер М. ЦветаеваБАБУШКЕ
Сжала тебя золотистым оваломУзкая, старая рама.Негр за тобой с голубым опахалом,

Стройная белая дама.

 

Тонки по-девичьи нежные плечи,

Смотришь надменно-упрямо;

Тускло мерцают высокие свечи,

Словно в преддверии храма,

 

Возле на бронзовом столике цитра,

Роза в граненом бокале…

В чьих это пальцах дрожала палитра,

В этом торжественном зале?

 

И для кого эти жуткие губы

Стали смертельной отравой?

Негр за тобою, нарядный и грубый,

Смотрит лукаво.

«Всеобщий журнал». 1911, № 3.

 

Продолговатый и твёрдый овал,Чёрного платья раструбы…Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

 

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

 

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

 

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей — сколько? —

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

 

День был невинен, и ветер был свеж.

Тёмные звёзды погасли.

— Бабушка! Этот жестокий мятеж

В сердце моём — не от Вас ли?..

 

4 сентября 1914

Прежде всего обращает на себя внимание сходная тема стихотворений. Оба посвящены описанию женского портрета. Однако в цветаевском стихотворении речь идет о юной женщине. В ахматовском возраст женщины не указывается, о ее молодости можно лишь предположить по обороту «по-девичьи нежные плечи».

Сходен ракурс повествования: автор адресует свой монолог непосредственно к изображенному объекту.

Объект получает наименование. У Ахматовой — загадочное: «Стройная белая дама». У Цветаевой — конкретно: «Юная бабушка».

Сходно начало стихотворений, с экспозиции, дающей первое знакомство с объектом. Взгляд Ахматовой движется постепенно: прежде всего описывается рамка, окружающая изображенную особу. Цветаева и тут конкретна: первым делом замечается абрис лица и платья.

Описание подробностей также идет сходным образом.

Описывается взгляд, которым смотрит женщина с портрета, — схож и сам взгляд.

Ахматова:

Смотришь надменно-упрямо

Цветаева:

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Фокус внимания переходит на руки.

Ахматова:

В чьих это пальцах дрожала палитра,

В этом торжественном зале?

Цветаева:

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

Взгляд снова переводится на лицо.

Ахматова:

И для кого эти жуткие губы

Стали смертельной отравой?

Цветаева:

Кто целовал

Ваши надменные губы?

В восприятии изображенного персонажа участвует и музыкальный инструмент. Здесь наблюдаем обратный контраст. У Ахматовой инструмент присутствует и назван конкретно: это цитра. У Цветаевой инструмент  присутствует в виде ассоциативного признака: вальсы Шопена, как правило, игрались на рояле.

Оба портрета вызывают ассоциации с величественным интерьером. У Ахматовой это преддверие храма, торжественный зал. У Цветаевой сходно: «в залах дворца».

Сходно и самое важное: поведение зрительницы. Она не просто разглядывает портрет, а пытается осмыслить увиденное. Задаваемые вопросы  поначалу касаются сходных тем.

Ахматова:

В чьих это пальцах дрожала палитра,

В этом торжественном зале?

…И для кого эти жуткие губы

Стали смертельной отравой?

Цветаева:

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Однако вопросы зрительницы-Цветаевой идут дальше:

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей — сколько?

Этот жестокий мятеж

В сердце моём — не от Вас ли?..

Различие мотивов осмысления в первую очередь вызвано различием сути изображенного на портретах.

Портрет, который рассматривает героиня Ахматовой, скорее можно назвать двойным: в начале и в конце стихотворения о себе напоминает стоящий за дамой негр. Его роль выглядит двойственной. С одной стороны — голубое опахало в руках указывает на функции слуги. Но сам негр — «нарядный и грубый»,  а описание его лукавого взгляда вслед за вопросом «И для кого эти жуткие губы Стали смертельной отравой?» дает основания для  вывода, что негр служит даме не только слугой, но и любовником.

Героиня «Бабушке» присутствует на портрете в единственном числе. Существенной представляется разница описания взгляда героини. На «двойном портрете» «Надменно-упрямый» взгляд, на фоне лукавого взгляда слуги, воспринимается как попытка скрыть падение. Взгляд героини Цветаевой — «Тёмный, прямой и взыскательный <…>  к обороне готовый» —не допускает мысли о наличии завоевателя. И надменны здесь не взгляд, а губы. Потому и возникает вопрос зрительницы: нашелся ли тот смельчак, которому удалось их поцеловать? Потому и звучат вопросы об унесенных в землю возможностях и невозможностях…

Иными словами, героиня портрета Ахматовой скрывает свою греховность, но ее обнаруживает контекст изображения, который позволяет зрительнице разгадать ее загадку. Героиня портрета Цветаевой прямо и честно утверждает свою невинность. Но это не значит, что ей нечего скрывать. Контекст изображения дает возможность зрительнице понять то, чем была полна душа юной бабушки, по наличию родственной и духовной связи. И это дает ей право задать вопрос:

Этот жестокий мятеж

В сердце моём — не от Вас ли?..

Таким образом, мы установили наличие сходных моментов в стихотворениях и отметили различия. В следующей заметке мы продолжим сравнительный анализ и сделаем  заключительные выводы.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий