Мы продолжаем рассказывать о цикле стихотворений Цветаевой, посвященных А. А. Блоку. В этой заметке мы поговорим об обстоятельствах создания цикла.
В статье С. Полляка раскрывается биографический фон этого творческого эксперимента.
Марина Цветаева не знала лично Блока, видела его всего два раза во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года и, как писала позднее, спустя три года в письме Пастернаку, хотя и стояла рядом с Блоком в толпе у Политехнического музея, где должен был состояться его вечер, не осмелилась заговорить с ним. А 14 мая, когда Блок читал свои стихи во Дворце Искусств на Поварской, не сама, а через маленькую семилетнюю дочь Алю передала ему свои стихи. Не думаю, чтобы это были именно стихи, посвященные Блоку, — цикл, состоящий из восьми стихотворений, возникший в апреле и мае 1916 года. Уж очень это было бы не по-цветаевски. …» (Полляк: 181)
Можно не соглашаться с мнением исследователя, но стоит добавить, что это могли быть стихи, сочиненные после первого выступления: «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». А вот каким видит автор начало создания цикла:
В 1916 году уже изживаются юношеские поклонения «наполеоновской легенде», последним отзвуком которых, думается, стало стихотворение «Четвертый год» …Это уже отзвук прежних поклонений, за которыми следует цикл «Стихов о Москве», уже значительно углубленный, цикл, в котором — не впервые у Цветаевой — появляется мотив любви и смерти …Параллельно «Стихам о Москве» возникает цикл «Стихов к Блоку». Он начинается лирическим обращением: «Имя твое — птица в руке …» (Полляк: 181-182)
Таким образом, цикл, посвященный Блоку, возник как следствие и ответвление мощного потока, воплощавшего авторские замыслы по нескольким направлениям. Творческие истоки цикла — чрезвычайно важное обстоятельство, которое требует отдельного изучения. А пока кратко скажем о процессе создания самого цикла.
Хронология цикла, судя по «Летописи жизни и творчества М.И. Цветаевой», начиналась так:
1916 год
15 апреля. Стих. «Имя твое — птица в руке…»
1 мая. Стих. «Нежный призрак…»
2 мая. Стих. «Ты проходишь на запад солнца…», «Зверю — берлога…»
7 мая. Стих. «У меня в Москве — купола горят…»
9 мая. Стих. «Думали — человек!..»
13 мая. Стих. «Должно быть — за той рощей…»
18 мая. Стих. «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» (Летопись 1: 90-91)
Итого, как верно указывает С. Полляк, апрель-май 1916 года дал восемь стихотворений. Затем Цветаева с семьей отправилась на отдых в Коктебель, вернулась в Москву, уехала в Александров… Последовали новые впечатления, новые мысли и новые стихи, а стихов к Блоку больше не было. Возможно, требовалось время, чтобы осмыслить созданное и определить формат полного воплощения замысла.
Второй творческий импульс, как было сказано, возник только через четыре года, 9 мая 1920 г. Под непосредственным впечатлением от выступления Блока в Москве было создано стихотворение «Как слабый луч сквозь черный морок адов…».
Третьим и последним поводом для отклика стала трагедия — смерть Блока в августе 1921 года.
В двадцать первом году — новый взрыв стихов к Блоку. Меньше чем в три недели она пишет десять стихотворений, связанных с ним (Швейцер: 213)
Судя по датировкам стихотворений, хронологический ряд и количество произведений были иными (даты приводятся по старому стилю, которого Цветаева придерживалась до отъезда из России):
2 августа —
«Вот он — гляди — превыше облаков!..»
«Други его — не тревожьте его!..»
«Останешься нам иноком…»
Середина августа —
«А над равниной…»
«Не проломанное ребро…»
20 ноября — «Так, Господи! И мой обол…»
22 ноября — Без зова, без слова…
25 ноября — Как сонный, как пьяный…
В таком порядке появились на свет 17 текстов, которые публикуются теперь как единый цикл.
Теперь об обстоятельствах его публикаций как цикла. Как указывалось в общем обзоре,
цикл несколько раз трансформировался. В первом варианте, опубликованном в сборнике «Версты. Выпуск I», он включал 9 стихотворений, написанных в 1916 году, при жизни А.А. Блока.
Уточним эту информацию.
В 1921 году было осуществлено рукописное издание
Стихи к Блоку. — Москва, 1921, 5 стих. 8 р. в обложке с печатью. Разм. 19 х 12. Ц. 10 000 р . (Библиография: 491)
Вероятно, это те пять стихотворений, которые предназначались для неопубликованного сборника «Современникам»:
- «Имя твое – птица в руке…»
- «Нежный призрак…»
- «Ты проходишь на запад солнца…»
- «У меня в Москве – купола горят!…»
- «Как слабый луч сквозь черный морок адов…» (Лубянникова)
Сборник «Версты. Выпуск I» вышел в 1922 году в Госиздате, после отъезда Цветаевой за границу. Состав цикла включал не 9, а 8 стихотворений, все созданные в 1916 году:
- Имя твое— птица в руке…
- Нежный призрак…
- Ты проходишь на Запад Солнца…
- Зверю — берлога…
- У меня в Москве — купола горят…
- Думали — человек…
- Должно быть за той рощей…
- И тучи оводов вокруг равнодушных кляч… (Библиография: 28)
Далее в обзоре указывается:
Впервые в законченном виде (16 текстов) цикл был напечатан в одноименном сборнике — «Стихи к Блоку», в 1922 году.
Этот сборник вышел в берлинском издательстве «Огоньки» в конце января или начале февраля 1922 г. Цикл действительно включал 16 стихотворений:
- Имя твое — птица в руке…
- Нежный призрак…
- Ты проходишь на Запад Солнца…
- Зверю — берлога…
- У меня в Москве — купола горят…
- Думали — человек…
- Должно быть, за той рощей…
- И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…
- Как слабый луч сквозь черный морок адов…
- Вот он — гляди — уставший от чужбин…
- Други его — не тревожьте его…
- А над равниной…
- Не проломанное ребро…
- Без зова, без слова…
- Как сонный, как пьяный…
- Так, Господи! И мой обол…
Судя по первой строке, 10-е стихотворение «Вот он — гляди — уставший от чужбин…» было опубликовано в иной редакции.
Стихотворение «Останешься нам иноком…», как видно из содержания, не входило в первоначальные публикации — видимо, из-за незавершенности. Тем не менее теперь оно публикуется в составе цикла как 11-й текст и рассматривается исследователями как неотделимая составляющая общего замысла.
В общем обзоре упоминается также, что
Менялось и название цикла. Так, в сборнике «Психея. Романтика» (1923) он опубликован (в сокращенном виде) под заглавием «Свете тихий».
И включил в себя только четыре стихотворения.
- Нежный призрак…
- Ты проходишь на Запад Солнца…
- У меня в Москве — купола горят…
- Как слабый луч сквозь черный морок адов… (Библиография: 30)
Вероятно, они наибольшим образом соответствовали духу нового сборника. По-видимому, это была последняя прижизненная публикация стихов как цикла.
Так выглядит общее представление о том, как создавались и публиковались стихи к Блоку. Следующие заметки мы посвятим их анализу, продолжая работу, начатую в нашем блоге ранее.
ЛИТЕРАТУРА
- Библиография — Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993
- Летопись 1 — Коркина Е.Б. Летопись жизни и творчества М.И. Цветаевой. [В 3 ч.] Ч. I : 1892–1922. М., 2012
- Лубянникова — Е.И. Лубянникова. О неизданной книге М.И. Цветаевой «Современникам» (Москва, 1921) // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой: XII Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9–11 октября 2004 г.): Сб. докл. / Отв. редактор И.Ю. Белякова. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2005. С. 435–446
- Полляк — Полляк С. Славословие Марины Цветаевой (Стихи к Блоку и Ахматовой) // Марина Цветаева: Труды 1-го межд. симпоз. Bern, Berlin, Frankfurt / M.; New York; Paris; Wien, 1991. С. 179–191.
- Швейцер — Швейцер В. А. Марина Цветаева. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 2003