Цикл «Стихи к Блоку». История создания

fotoМы продолжаем рассказывать о цикле стихотворений Цветаевой, посвященных А. А. Блоку. В этой заметке мы поговорим об обстоятельствах создания цикла.

В статье С. Полляка раскрывается биографический фон этого творческого эксперимента.

Марина Цветаева не знала лично Блока, видела его всего два раза во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года и, как писала позднее, спустя три года в письме Пастернаку, хотя и стояла рядом с Блоком в толпе у Политехнического музея, где должен был состояться его вечер, не осмелилась заговорить с ним. А 14 мая, когда Блок читал свои стихи во Дворце Искусств на Поварской, не сама, а через маленькую семилетнюю дочь Алю передала ему свои стихи. Не думаю, чтобы это были именно стихи, посвященные Блоку, — цикл, состоящий из восьми стихотворений, возникший в апреле и мае 1916 года. Уж очень это было бы не по-цветаевски. …» (Полляк: 181)

Можно не соглашаться с мнением исследователя, но стоит добавить, что это могли быть стихи, сочиненные после первого выступления: «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». А вот каким видит автор начало создания цикла:

В 1916 году уже изживаются юношеские поклонения «наполеоновской легенде», последним отзвуком которых, думается, стало стихотворение «Четвертый год» …Это уже отзвук прежних поклонений, за которыми следует цикл «Стихов о Москве», уже значительно углубленный, цикл, в котором — не впервые у Цветаевой — появляется мотив любви и смерти …Параллельно «Стихам о Москве» возникает цикл «Стихов к Блоку». Он начинается лирическим обращением: «Имя твое — птица в руке …»  (Полляк: 181-182)

Таким образом, цикл, посвященный Блоку, возник как следствие и ответвление мощного потока, воплощавшего авторские замыслы по нескольким направлениям. Творческие истоки цикла — чрезвычайно важное обстоятельство, которое требует отдельного изучения. А пока кратко скажем о процессе создания самого цикла.

Хронология цикла, судя по «Летописи жизни и творчества М.И. Цветаевой», начиналась так:

1916 год

15 апреля. Стих. «Имя твое — птица в руке…»

1 мая. Стих. «Нежный призрак…»

2 мая. Стих. «Ты проходишь на запад солнца…», «Зверю — берлога…»

7 мая. Стих. «У меня в Москве — купола горят…»

9 мая. Стих. «Думали — человек!..»

13 мая. Стих. «Должно быть — за той рощей…»

18 мая. Стих. «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» (Летопись 1: 90-91)

Итого, как верно указывает С. Полляк, апрель-май 1916 года дал восемь стихотворений. Затем Цветаева с семьей отправилась на отдых в Коктебель, вернулась в Москву, уехала в Александров… Последовали новые впечатления, новые мысли и новые стихи, а стихов к Блоку больше не было. Возможно, требовалось время, чтобы осмыслить созданное и определить формат  полного воплощения замысла.

Второй творческий импульс, как было сказано, возник только через четыре года, 9 мая 1920 г. Под непосредственным впечатлением от выступления Блока в Москве было создано стихотворение «Как слабый луч сквозь черный морок адов…».

Третьим и последним поводом для отклика стала трагедия — смерть Блока в августе 1921 года.

В двадцать первом году — новый взрыв стихов к Блоку. Меньше чем в три недели она пишет десять стихотворений, связанных с ним (Швейцер: 213)

Судя по датировкам стихотворений, хронологический ряд и количество произведений были иными (даты приводятся по старому стилю, которого Цветаева придерживалась до отъезда из России):

2 августа —

«Вот он — гляди — превыше облаков!..»

«Други его — не тревожьте его!..»

«Останешься нам иноком…»

Середина августа —

«А над равниной…»

«Не проломанное ребро…»

20 ноября — «Так, Господи! И мой обол…»

22 ноября — Без зова, без слова…

25 ноября — Как сонный, как пьяный…

В таком порядке появились на свет 17 текстов, которые публикуются теперь как единый цикл.

Теперь об обстоятельствах его публикаций как цикла. Как указывалось в общем обзоре,

цикл несколько раз трансформировался. В первом варианте, опубликованном в сборнике «Версты. Выпуск I», он включал 9 стихотворений, написанных в 1916 году, при жизни А.А. Блока.

Уточним эту информацию.

В 1921 году было осуществлено рукописное издание

Стихи к Блоку. — Москва, 1921, 5 стих. 8 р. в обложке с печатью. Разм. 19 х 12. Ц. 10 000 р . (Библиография: 491)

Вероятно, это те пять стихотворений, которые предназначались для неопубликованного сборника «Современникам»:

  1. «Имя твое – птица в руке…»
  2. «Нежный призрак…»
  3. «Ты проходишь на запад солнца…»
  4. «У меня в Москве – купола горят!…»
  5. «Как слабый луч сквозь черный морок адов…» (Лубянникова)

Сборник «Версты. Выпуск I» вышел в 1922 году в Госиздате, после отъезда Цветаевой за границу. Состав цикла включал не 9, а 8 стихотворений, все созданные в 1916 году:

  1. Имя твое— птица в руке…
  2. Нежный призрак…
  3. Ты проходишь на Запад Солнца…
  4. Зверю — берлога…
  5. У меня в Москве — купола горят…
  6. Думали — человек…
  7. Должно быть за той рощей…
  8. И тучи оводов вокруг равнодушных кляч… (Библиография: 28)

Далее в обзоре указывается:

Впервые в законченном виде (16 текстов) цикл был напечатан в одноименном сборнике — «Стихи к Блоку», в 1922 году.

Этот сборник вышел в берлинском издательстве «Огоньки» в конце января или начале февраля 1922 г. Цикл действительно включал 16 стихотворений:

  1. Имя твое — птица в руке…
  2. Нежный призрак…
  3. Ты проходишь на Запад Солнца…
  4. Зверю — берлога…
  5. У меня в Москве — купола горят…
  6. Думали — человек…
  7. Должно быть, за той рощей…
  8. И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…
  9. Как слабый луч сквозь черный морок адов…
  10. Вот он — гляди — уставший от чужбин…
  11. Други его — не тревожьте его…
  12. А над равниной…
  13. Не проломанное ребро…
  14. Без зова, без слова…
  15. Как сонный, как пьяный…
  16. Так, Господи! И мой обол…

Судя по первой строке, 10-е стихотворение «Вот он — гляди — уставший от чужбин…» было опубликовано в иной редакции.

Стихотворение «Останешься нам иноком…», как видно из содержания, не входило в первоначальные публикации — видимо, из-за незавершенности. Тем не менее теперь оно публикуется в составе цикла как 11-й текст и рассматривается исследователями как неотделимая составляющая общего замысла.

В общем обзоре упоминается также, что

Менялось и название цикла. Так, в сборнике «Психея. Романтика» (1923) он опубликован (в сокращенном виде) под заглавием «Свете тихий».

И включил в себя только четыре стихотворения.

  1. Нежный призрак…
  2. Ты проходишь на Запад Солнца…
  3. У меня в Москве — купола горят…
  4. Как слабый луч сквозь черный морок адов… (Библиография: 30)

Вероятно, они наибольшим образом соответствовали духу нового сборника. По-видимому, это была последняя прижизненная публикация стихов как цикла.

Так выглядит общее представление о том, как создавались и публиковались стихи к Блоку. Следующие заметки мы посвятим их анализу, продолжая работу, начатую в нашем блоге ранее.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библиография — Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993
  2. Летопись 1 — Коркина Е.Б. Летопись жизни и творчества М.И. Цветаевой. [В 3 ч.] Ч. I : 1892–1922. М., 2012
  3. Лубянникова — Е.И. Лубянникова. О неизданной книге М.И. Цветаевой «Современникам» (Москва, 1921) // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой: XII Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9–11 октября 2004 г.): Сб. докл. / Отв. редактор И.Ю. Белякова. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2005. С. 435–446
  4. Полляк — Полляк С. Славословие Марины Цветаевой (Стихи к Блоку и Ахматовой) // Марина Цветаева: Труды 1-го межд. симпоз. Bern, Berlin, Frankfurt / M.; New York; Paris; Wien, 1991. С. 179–191.
  5. Швейцер — Швейцер В. А. Марина Цветаева. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 2003
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий