После появления стихов «Как сонный, как пьяный…» прошла неделя до написания текста, ставшего последнем в цикле.
17
Так, Господи! И мой обол
Прими на утвержденье храма.
Не свой любовный произвол
Пою — своей отчизны рану.
Не скаредника ржавый ларь —
Гранит, коленами протертый.
Всем отданы герой и царь,
Всем — праведник — певец — и мертвый.
Днепром разламывая лед,
Гробóвым не смущаясь тесом,
Русь — Пасхою к тебе плывет,
Разливом тысячеголосым.
Так, сердце, плачь и славословь!
Пусть вопль твой — тысяча который? —
Ревнует смертная любовь.
Другая — радуется хору.
2 декабря 1921
За эту неделю произошло всеобъемлющее переосмысление темы.
Главная внешняя необычность стихотворения — в том, что фигура Блока в нем отсутствует. Начинается оно прямым обращением к Богу:
Так, Господи! И мой обол
Прими на утвержденье храма.
Автор ведет диалог не с собой, не с Блоком, не с людьми, а с Тем, кто создает и заканчивает человеческие судьбы, определяет их роль на Земле.
О чем здесь речь? Какой храм предлагает строить героиня?
Ассоциация отсылает ее обращение к тексту Евангелия от Марка, повествующему о пребывании Иисуса Христа в храме.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
Словарь сообщает, что
«Лепта — медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая …половину кодранта или 1/56 часть обола».
Таким образом, героиня обращается к Богу от имени «вдовы» — женщины, которая пережила утрату любимого. Священный ритуал дароприношения дает ей возможность преобразовать скорбь в радость созидания храма, воплощающего бессмертное имя и вечную память об утраченном возлюбленном.
Дар героини — обол — несравнимо крупнее подношения библейской вдовы. И этому дается обоснование:
Не свой любовный произвол
Пою — своей отчизны рану.
Цена потери, выраженная в символической плате, так велика потому, что утрата эта — личная потеря не только для героини. «Вдовой» осталась не только Цветаева, но вся страна, та Прекрасная Дама, певцом которой был ушедший — Блок.
Не скаредника ржавый ларь —
Гранит, коленами протертый.
Иносказание раскрывает тему ценности творческого наследия поэта: метафорический «Гранит, коленами протертый» — та работа, которую он совершал в сфере духа, масштабная и по диапазону воплощения, и по тяжести титанического труда. Такое под силу не бесталанным «скаредникам» с их убогим наследством — «ржавым ларем» — а лишь избранным.
Всем отданы герой и царь,
Всем — праведник — певец — и мертвый.
В следующих двух строках акцентируется гигантская отдача этой работы: «герой и царь» творит не для избранной публики, он служит человечеству. И для человечества он равно велик во всех своих основных жизненных ипостасях: «праведник — певец — и мертвый». И потому
Днепром разламывая лед,
Гробóвым не смущаясь тесом,
Русь — Пасхою к тебе плывет,
Разливом тысячеголосым.
Героиня верит, знает, видит, утверждает: умерший поэт, подобно Тому, кто когда-то закончил свою жизнь в одиноких страданиях, удостоится такой же небывалой награды: духовного воскрешения и всеобщей любви. Пасха, Святая неделя Блока — это время, когда страна, ради которой он жил и работал, где в одиночестве и тоске закончились его земные дни, — эта страна осознает и свою потерю, и смысл жизненного подвига поэта — и воздаст гению полной мерой поклонения. Блок при жизни не получил того читательского отклика, который соответствовал его вкладу в духовную сокровищницу страны, но теперешний Блок — бессмертный — будет всегда слышать этот отклик, идущий «Разливом тысячеголосым».
Финальный пуант стихотворения, он же заключительный мотив всего цикла — обращение героини к самой себе, к истокам, вызвавшим на свет «блоковские стихи»:
Так, сердце, плачь и славословь!
Пусть вопль твой — тысяча который? —
Ревнует смертная любовь.
Другая — радуется хору.
Героиня Цветаевой осознает полноту добровольно принятой на себя роли служанки, подруги, вдовы, которые позволили выразить и скорбь о безвременной кончине Блока, и найти истоки жизнеутверждающих мотивов.
Реализация «блоковской темы» в таком масштабе осмысления обеспечила циклу такую же бессмертную жизнь, как тому, кто стал его вдохновителем. «Стихи к Блоку» стали одним из наиболее ярких воплощений поэтического потенциала Цветаевой. И обозначили роль Блока в ее жизни как одного из главных «вожатых».