Поэтика Цветаевой. Система аналитических установок

СимволВ предыдущих заметках мы представили разные подходы к анализу художественного текста, рассматривая их в ракурсах, наиболее подходящих для нашей цели:

создать систему универсального типа, которую можно было бы применять как к изучению конкретного цветаевского текста, так и в различных тематических ракурсах.

Еще раз повторим сказанное ранее:  наша цель —  выяснять, как проявляется в цветаевских текстах действие общих литературных законов.  Это позволит  лучше понять роль каждого принципа и приема, выведет на более высокий уровень понимание конкретного произведения, расширит представление о художественном мире Цветаевой, позволит лучше понять суть ее открытий на различных уровнях, в различных элементах поэтики.

В нашей работе мы опираемся на выводы и установки, которые ввели в литературоведческую науку Б. Томашевский,  Ю. Лотман, М. Гаспаров, Л. Зубова, О. Ревзина и другие авторитетные исследователи. В анализе мы выбираем путь движения от самых общих понятий о художественном тексте до «атомарного» уровня его организации, а затем перейдем к разным планам и ракурсам исследования.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

  1. Речь художественная и речь практическая.
  2. Тематика. Выбор темы.
  3. Система персонажей.
  4. Фабула и сюжет. Фабульные и бесфабульные произведения. Сюжетное построение.
  5. Бессюжетная литература. Лирика.
  6. Композиционные средства связности.
  7. Контекст как средство связности.
  8. Виды экспозиции, зачин, концовка, развязка (регрессивная).
  9.  Виды рассказчика (отвлеченный, конкретный, «персонаж-рассказчик»).
  10. Время и место повествования.
  11. Завязка, развязка, интрига, коллизия, перипетия, шпаннунг.
  12. Виды мотивировки. Композиционная, ложная, художественная, традиционная и реалистическая. Остранение как случай художественной мотивировки. Функции остранения.
  13. Мотивы: связанные, свободные, вводные, динамические и статические. Система тайн, повторные мотивы.
  14. Способы характеристики персонажа. Эмоциональное отношение к герою.
  15. Приемы, канонические и свободные (трафаретные и запрещенные). Ощутимые, неощутимые, архаические и новые. Маскировка, обнажение и обновление приема.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РИТОРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

  1. Поэтическая лексика. Отбор слов различной языковой среды
    • Варваризмы
    • Диалектизмы
    • Архаизмы
    • Неологизмы
    • Прозаизмы
  2. Изменение значения слова (поэтическая семантика, тропы)
    • Метафора
    • Эпитеты
    • Аллегория
    • Метонимия
    • Перифраз
  3. Поэтический синтаксис
    • Необычные согласования
    • Необычный порядок слов
    • Изменение значения синтаксической конструкции
  4. Эвфония
    • Количественная эвфония (эвритмия)
    • Качественная эвфония
  5. Графическая форма

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

  1. Деление на жанры. Жанры драматические,  лирические, повествовательные.
  2. Принципы смены жанров (роль низких жанров в эволюции). Возможность совмещения жанров.

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

  1. Особенность стихотворной речи.
  2. Трехчастное построение стихотворения.
  3. Принцип нанизывания мотивов.
  4. Приемы ввведения, развертывания  темы, приемы концовки.
  5. Виды поэм: классическая, пародийная, описательная и дидактическая, романтическая.
  6. Ода, элегия, эпиграмма,  баллада, басня.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

  1. Метрическая система. Метрика и смысл
  2. Виды рифм. Правило альтернанса.
  3. Роль цезуры.
  4. Анакруза и ее виды.
  5. Типы строф.
  6. Русские классические размеры: двусложные, трехсложные, четырех- и пятисложные, акцентные.

АНАЛИЗ КОНКРЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Название
  2. Тема
  3. Фабула и сюжет
  4. Время и пространство
  5. Композиция
  6. Риторическая организация:
  • Лексика
  • Синтаксис
  • Фонетика, ассонансы, аллитерации
  • Графика
  1. Метрическая организация
    • Ритм
    • Строфика
    • Рифмы
  2. Итоговое обобщение.
  3. Значение произведения в контексте
    • авторского творчества
    • литературного направления
    • культурологического фона эпохи. Приметы времени, особенности стиля поэта.

АНАЛИЗЫ РАЗНОГО ТИПА

  1. Анализ трехчастной композиции
  2. Анализ поэтики имени собственного и анаграмм
  3. Анализ грамматических стилей (именной, глагольный, инфинитивный)
  4. Анализ рецепции поэтической традиции в тексте
  5. Анализ авторской реинтерпретации собственного текста (в контексте цикла, сборника; при интерполяции в крупное произведение; при перепосвящении).
  6. Анализ по конкретному направлению (произведение или выбранный ракурс темы)

а) описание языковых особенностей;

б) общая характеристика и типология;

в) произведение в историко-литературном контексте эпохи;

  1. Сукцессивный анализ
  2. Сопоставительное исследование произведений М.И. Цветаевой и других авторов

Так на сегодняшний день выглядит система анализа, которой мы постараемся придерживаться, разумеется, корректируя изначальное представление по результатам его практического применения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий