Стихотворение, как и предыдущее, обращено непосредственно к Ахматовой. Но здесь речь не о фатальном единстве поэтов, а о прямо противоположном сопоставлении.
Ты, срывающая покров
С катафалков и с колыбелей,
Разъярительница ветров,
Насылательница метелей,Лихорадок, стихов и войн,
— Чернокнижница! — Крепостница! —
Я заслышала грозный вой
Львов, вещающих колесницу.Слышу страстные голоса —
И один, что молчит упорно.
Вижу красные паруса —
И один — между ними — черный.Океаном ли правишь путь,
Или воздухом — всею грудью
Жду, как солнцу, подставив грудь
Смертоносному правосудью.
26 июня 1916
Первые же строки звучат как порицание:
Ты, срывающая покров
С катафалков и с колыбелей
Катафалки и колыбели — сакральные атрибуты, берегущие тайну смерти и рождения. Срывать с них покров значит дерзко обнажать эти тайны, делать их доступными людскому взору и обсуждению, лишать их защитной силы.
Описание качеств героини распространяется на другие сферы ее влияния. Она, оказывается —
Разъярительница ветров,
Насылательница метелей
Ахматова в своей поэтической ипостаси предстает не как стихийное явление, не часть природы, а как высшая сила, управляющая самыми суровыми ее проявлениями.
Но и это не предел ее могущественного влияния. Она же — источник
Лихорадок, стихов и войн,
то есть причина глобальных катаклизмов, которые как совершаются в отдельных телах и душах, так и отражаются на существовании целых народов.
Перечисление свойств завершается определениями, которые звучат, как приговор после прокурорского монолога:
— Чернокнижница! — Крепостница! —
Эпитеты квалифицируют образ Ахматовой как магическую, темную, всеподавляющую силу.
Развитие мотива подходит к апофеозу, готовит явление богини, словно вызванной заклинаниями, звучащими не как восхваления, а как проклятия:
Я заслышала грозный вой
Львов, вещающих колесницу.
Эта картина, как указывает Р. С. Войтехович, связывает Ахматову с
«Гекатой, покровительницей чернокнижия и колдовства <…> она едет по земле на колеснице, запряженной львами (или львы предупреждают о ее колеснице)» (Войтехович: 438, 445).
Возникает и другой знак приближения ахматовской «Чернокнижницы»:
Слышу страстные голоса —
Толпа спешит навстречу божеству. Нет ничего удивительного, что подобное явление порождает массовое поклонение, инспирированное в равной степени страхом и восторгом. Так проявляет себя «очарование Зла».
Но в картине апофеоза ахматовской богини возникает новый образ:
И один, что молчит упорно.
При всем огромном могуществе «крепостницы» душ есть человек, над кем ее чары бессильны.
Вижу красные паруса —
И один — между ними — черный.
Красные паруса — образ из того же ряда, что «Алые паруса» А. Грина, символ страсти, любви, преклонения. Если представить армаду парусников, стремящихся вслед за преданной толпой явиться к трону грозной владычицы мира, то одинокий черный парус может означать явление, несущее угрозу ей самой.
Океаном ли правишь путь,
Или воздухом — всею грудью
Жду, как солнцу, подставив грудь
Смертоносному правосудью.
Финал стихотворения раскрывает читателю образ того, кто противопоставляет себя власти темной богини, которая, подобно Гекате «может “править путь океаном” и “воздухом”» (Войтехович: 445), — того, кто не поддается ее чарам, «молчит упорно» в громе лести и славословия. И это он управляет судном под черным парусом, означающим поражение той, которой подчиняется сама природа.
Короткое оповещение «Жду» относит эти характеристики к самой Цветаевой. С той же безоглядностью, с которой ахматовская богиня распоряжается людьми и стихиями, цветаевская героиня встает перед ней, открывая грудь и таким образом подставляя сердце, демонстрируя полную готовность отдать себя ее «Смертоносному правосудью», уподобленному убивающим лучам прямого солнечного света.
И эта демонстрация вовсе не означает жертвенность, покорность, смирение, признание власти «Чернокнижницы и крепостницы». Это означает сознание той цельности, которую можно разрушить, лишь уничтожив личность физически.
Цветаева не боится ахматовского суда, идет на него потому, что знает: этот суд она выиграет. Ее поведением руководит сознание масштаба своего поэтического потенциала. Потому-то Цветаева и ограничивается до поры до времени «упорным молчанием»: путь прямого противоборства недостоин поэта, знающего предстоящую ему великую судьбу. И лишь цветом парусов своего поэтического корабля она предупреждает, что близится закат торжествующей богини и восход новой на поэтический Олимп.
ЛИТЕРАТУРА:
Войтехович — Войтехович Р. Польская гордыня и татарское иго в стихах Цветаевой к Ахматовой. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia XII: Мифология культурного пространства: К 80-летию С. Г. Исакова. Тарту, 2011. С. 427– 450