Цветаева в саду Бердяева

Berdyaev-13_SmО знакомстве и отношениях Цветаевой с русским философом Н. А. Бердяевым говорилось неоднократно. Но почти все известные факты относятся к ее «доэмигрантскому» периоду, а точнее, к дореволюционным временам, начиная со знакомства в 1915 году. Хотя известно, что и во время жизни во Франции отношения поддерживались, но в научной и биографической литературе эта тема не рассматривалась. Одна из возможных причин — редкость контактов и почти полное отсутствие данных. Между тем даже скудные упоминания позволяют считать что поддержание знакомства оставалось потребностью, а не данью прежним воспоминаниям, и общение, в любой форме, сохраняло свою существенность для обеих сторон.

Из дневника жены философа Л. А. Бердяевой

Воскресенье, 11 ноября 1934

К 5 ч. у нас собираются, как обычно по воскресеньям. …приехали из Медона … Марина Цветаева, Елена Извольская …Вечер прошел в оживленной беседе. М. Цветаева читала стихи… (Бердяева)

Вот и все факты, без комментариев и дополнений. Отмечен лишь единичный случай встречи. И то, возможно, Цветаева пришла в гости не сама, а по инициативе Е. Извольской, которая в те времена активно втягивала ее в светскую жизнь парижского и эмигрантского общества. Тем не менее беседа оказалась «оживленной», и читались стихи. Это говорит как минимум о желании Цветаевой доставить хозяевам удовольствие своим посещением.

О чем могло говориться в беседе?

Какие именно стихи могла читать Цветаева?

Незадолго до визита, 1 ноября 1934 г. прошел вечер Цветаевой в зале Географического общества. Результатом она была довольна:

Зал был маленький, но полный, и дружески-полный: пришли не на сенсацию (как тогда, после смерти Белого), а на меня … Читала я … Мать и Музыка – свою мать и свою музыку (и ее музыку!) и – пустячок, к<отор>ый очень понравился, п. ч. веселый (серьезно-веселый, не-совсем-весело-веселый) – «Сказка матери» малолетним Асе и мне. Надеюсь, что из-за успеха (явного) возьмут в Посл<едние> Новости. …заработала – по выплате зала – 500 фр<анков> … Уже заплатила за 2 месяца Муриного учения, страховку и учебники – 300 фр<анков> и заказала уголь» (СС 7: 275-277)

Впечатления от вечера получили благоприятный отзыв в прессе:

В творчестве Цветаевой …сочетаются столь несочетаемые: розановские и бальмонтовские начала. С одной стороны, попытка обнажить душу до последнего предела, поиски самых подлинных слов. А с другой, увлечение чисто звуковыми ассоциациями, музыкой слов». «Сказка матери», по мнению рецензента, «принадлежит к числу самых ярких произведений Цветаевой». И в конце: «Марина Цветаева — превосходная чтица. Ее чтение имело большой успех у наполнившей зал публики» (Саакянц: 604).

Через пару дней, 3 ноября «Цветаева участвовала в литературном вечере, посвященном стихам 1934 года, — вместе с Ходасевичем, Гиппиус, Бальмонтом, Адамовичем, Берберовой» (там же).

На волне успеха вполне естественно было поделиться радостью со знакомыми. Вероятно, эта тема стала и одной из линий «оживленной беседы».

На своем вечере Цветаева читала прозу, а что читалось на общем выступлении — неизвестно. Неизвестно и что могла она процитировать на дружеском чаепитии у Бердяевых. Но можно сделать некоторые предположения.

Весьма вероятно, что в доме Бердяевых Цветаева побывала впервые. Это был еще не тот дом, который достанется им в наследство от преданной поклонницы и подруги Флоранс Вест в 1938 г. и который Г. Федотов сравнит «с замком рыцарей-хранителей чаши Грааля» (Бердяева), но и в 1934 году они жили не в убогой эмигрантской квартире, а в съемном, но отдельном доме, с маленьким садом, и это достижение стало одним из важнейших фактов их жизни:

Мы не могли бы даже удержать наш дом в Clamar’e, если б хозяева в этом году не сбавили цену, т. к. они очень дорожат нами как аккуратными плательщиками. Дом наш 5 лет тому назад был в полном запустении. Мы привели его в порядок, сад наполнили цветами и фруктами. Ни часто говорит: «Мы живем совсем по-монастырски». У нас собираются по воскресеньям, мы же нигде не бываем, кроме, изредка, на собраниях или лекциях (Бердяева).

Принимать гостей в такой обстановке было, конечно, куда приятнее, чем в городской квартире. А еще больше радости доставляло ощущение собственного мира и защищенности, так необходимое изгнанникам.

Это чувство Цветаевой было понятно и чрезвычайно близко. К осени 1934 года относятся ее слова:

Человека защищать не надо

Перед Богом, Бога — от него.

Человек заслуживает ада.

Но и сада

Семиверстного — для одного.

Человек заслуживает — танка!

Но и замка

Феодального — для одного.

«Феодальный замок» — один из символов личного аристократизма, столь присущего Цветаевой — о чем мы уже рассказывали. Ее понимание близко и мыслям Бердяева, которые он изложит позднее в работе «О рабстве и свободе человека», опубликованной в 1939 г.:

Подъемный мост был защитою свободы феодального рыцаря, свободы не в обществе и государстве, а свободы от общества и государства… Часто забывают, что свобода есть не только свобода в обществе, но и свобода от общества, граница, которой не хочет признать общество в отношении человеческой личности (Бердяев)

Не звучат ли в этих словах и мысли гостьи, посетившей «кламарский замок» пять лет назад?

В любом случае дом и сад Бердяевых могли вызвать сильнейший внутренний отклик Цветаевой. Стихи о «семиверстном саде» могли быть прочтены, оценены по достоинству, могли и вызвать ответный внутренний отклик.

Эта мысль приходит в голову при чтении более поздней записи «жены философа».

Суббота, 1 декабря

Я с [таким] удовольствием работала в саду, убирая сухие листья и ветки. Есть особенная радость от прикосновения к земле, к зелени, к цветам. Я думаю, что жизнь среди улиц и каменных стен уродует души. Рай может быть только в саду (Бердяева).

Возможно, что и визит был лишь однократным, и стихи читались разные. Но Цветаевой удалось в гостях у Бердяевых увидеть реализованную мечту русских эмигрантов — воссоздать личную вселенную, утраченную вместе с Родиной. И эта встреча могла оказаться по-своему необходимой обеим сторонам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердяев — Бердяев Н. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии. — http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/031d.html#_ftn1
  2. Бердяева — Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа / Сост., авт. предисл.ю и коммент. Е.В.Бронникова. — М.: Мол. гвардия, 2002. — http://litmir.me/br/?b=303711&p=11
  3. Саакянц — Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1997.
  4. СС 7 — Цветаева М. И. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 7: Письма/Сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина. М. 1995

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий