Род Цветаевых на Ивановской земле (интервью с научным сотрудником Музея семьи Цветаевых)

Предлагаю вашему вниманию расшифровку радиопередачи «Цветаевы: начало» (программа «Ивлогия»), вышедшей в эфир 14 июня 2014 года.

 

МИКИТА АНЧАРОВ: Добрый день! В студии я, Микита Анчаров, и моя соведущая – Дарья Соловьева.

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Здравствуйте, наши радиослушатели.

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Мы сегодня разговариваем с научным сотрудником Музея семьи Цветаевых – Еленой Шведовой. Здравствуйте, Елена.

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Здравствуйте.

Елена Жук, Александра Полякова и Елена Шведова

Елена Жук, Александра Полякова и Елена Шведова

МИКИТА АНЧАРОВ: Лена, Цветаева бывала у нас?

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Нет, в Иваново она никогда не была. И в этом доме, где находится Музей семьи Цветаевых, она тоже никогда не была.

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Елена, а как цветаевский род попал сюда к нам?

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Дело в том, что в 1853 году в село Талицы приехал служить священником ее дед, отец Владимир. На тот момент приход Храма Николая Чудотворца был в полном запустении по делам веры, и требовался священник, образованный, благоразумный, добропорядочный и безукоризненной нравственности. Именно таким священником был отец Владимир.

Храм Николая Чудотворца в с. Талицы, 1916 год

Храм Николая Чудотворца в с. Талицы, 1916 год

МИКИТА АНЧАРОВ: Долго ли служил дед Марины Цветаевой, отец Владимир?

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: В этом храме он прослужил 31 год. За это время было сделано очень много: был обновлен иконостас, обновлена церковная утварь и церковная ризница, был перелит колокол с добавкой веса и, что очень важно, была открыта церковно-приходская школа. Поскольку поначалу здания у школы не было, дети приходили заниматься непосредственно в дом к отцу Владимиру.

Талицкий погост. Земская школа, основана в 1868 г. В.В. Цветаевым

Талицкий погост. Земская школа, основана в 1868 г. В.В. Цветаевым

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Елена, нам известно, что четверо сыновей родились в семье Владимира Васильевича. А кто из них пошел по стопам отца?

     Цветаевы

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Приехал он в Ново-Талицы (сейчас это Ново-Талицы) уже с четырьмя детьми и со своей женой. Жена умерла достаточно рано, и он один воспитывал четырех сыновей. Все четыре брата по семейной традиции закончили Шуйское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. Старший сын, Петр, продолжил дело своего отца. Сначала он два года помогал ему непосредственно в храме в Талицах. Поскольку в первый раз он получил аттестат по второму разряду. У него были тройки, поэтому он не мог служить священником в храме, а мог выполнять только второстепенные роли. Поэтому он возвращается к своему отцу и в течение двух лет помогает ему в храме и по хозяйству. Через два года он посылает прошение о переэкзаменовке и получает новый аттестат, в котором были оценки только «хорошо» и «очень хорошо». Причем изучались такие предметы как медицина, сельское хозяйство, потому что священник на селе играл роль не только духовного наставника, к нему обращались по самым разным вопросам. Получив новый аттестат, Петр отправляется в село Першино, женится на Марии Александровне Богословской, служит в храме, преподает в школе, до 1884 года. В 1884 году в Талицах умирает его отец, и Петр со своей семьей перебирается сюда. Прослужил он в этом храме до 1902 года.

МИКИТА АНЧАРОВ: Мало кто знает, что Федор Цветаев был одаренным учителем. Елена, сохранились ли какие-то воспоминания?

Федор Владимирович Цветаев

Федор Владимирович Цветаев

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Безусловно. Федор, закончив Шуйское училище и Владимирскую семинарию, отправился в Петербург. Получил там историко-филологическое образование, затем преподавал, сначала в Шуе, потом перебрался в Орел, а оттуда уехал в Москву. Он был замечен московскими инспекторами и приглашен на службу в Москву. Он был талантливым педагогом. Его очень любили и ценили его ученики.

Одним из его учеников был, кстати, Иван Шмелев, который о нем вспоминал очень трогательно. После его смерти, когда разбирались его документы, было найдено огромное количество прошений от его имени для нуждающихся учеников. Я знаю, что он для своих учеников находил даже какие-то подработки, они занимались репетиторством. Когда один из его учеников тяжело заболел, он приехал к нему домой, забрал его, потому что в доме были очень плохие условия бытовые, и пока тот не поправился, лечил его у себя дома. Т.е. он относился к каждому из детей с очень большим уважением и любовью. А это ведь самое главное.

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Елена, а какую стезю избрал самый младший сын, Дмитрий Владимирович, человек крайне разносторонний и образованный?

Дмитрий Владимирович Цветаев

Дмитрий Владимирович Цветаев

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Дмитрий Владимирович заканчивает Владимирскую духовную семинарию с золотой медалью и за казенный счет отправляется в Петербуржскую духовную академию. Ему пророчили будущее ученого-богослова. Во время учебы в Академии, он дополнительно окончил военные педагогические курсы. Имея на руках два диплома, преподавал историю, словесность, педагогику. Страсть к истории преобладала. Им написано более шестидесяти трудов по истории. Марина Цветаева вспоминала о нем:

«Добродушнейший мой дядя Митя, историк-классик, автор капитального труда о скучнейшем из царей – Василии Шуйском».

Дмитрий Владимирович какое-то время служил в Варшавском университете. А в 1911 году, он возвращается в Россию и становится управляющим Московским архивом Министерства юстиций, сейчас это Российский государственный архив древних актов. Он всерьез занялся архивным делом, набрал специалистов, которые занимались не только хранением, но и систематизацией и изучением архивов. Собственно там он до последних своих дней и прослужил.

МИКИТА АНЧАРОВ: Конечно, нужно поговорить о судьбе самого знаменитого из рода Цветаевых, Иване Цветаеве. Елена, как начинался его самостоятельный путь после окончания Шуйского училища и Владимирской семинарии?

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Закончив семинарию, он тоже отправляется в Петербург. Поступает сначала в Медико-хирургический институт, но обнаруживает в себе склонность к гуманитарным наукам и переводится в Университет. Его обучение начинается с Прошения, отец не мог платить за его учебу. В числе других бедных студентов он обучается бесплатно. За год до окончания Иваном Владимировичем Петербуржского Университета, Университет отмечал 50-летний юбилей. По этому случаю по всем кафедрам было распределено 100 казенных стипендий. Одна из них была жалована Ивану Владимировичу. Это было 600 рублей в год, по тем временам — большие деньги. Только в этот момент нужда в деньгах, наконец, покинула Ивана Владимировича.  Он в одном из писем писал своему отцу: «Нужда в деньгах, наконец, покинула меня. Теперь я не только каждый день обедаю, покупаю книги, посещаю театр, но даже купил себе часы». Купил он себе швейцарские часы, которые сейчас находятся в экспозиции музея, и, если их завести, они ходят до сих пор.

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Елена, а как появилась идея и развивалась работа по созданию Музея изящных искусств на Волхонке?

ЕЛЕНА ШВЕДОВА: Дело в том, что 1884 году Иван Владимирович уволился с Кафедры римской словесности и перевелся на Кафедру теории и истории искусств [речь идет о работе в Московском Университете, где И.В. преподавал с 1877 года – прим. публикатора]. Именно с этого момента начинается его работа по созданию Музея изящных искусств. Когда он перевелся на Кафедру теории и истории искусств, то обнаружил, что рассказывать студентам об искусстве и не иметь возможности показать что бы то ни было – это абсурд. Было какое-то количество, несколько ящиков, глиняных слепков, которые хранились где попало, в подсобных помещениях. Поэтому ему пришла идея создать музей при Университете. И эта его идея переросла в итоге в такое грандиозное событие, здание…

МИКИТА АНЧАРОВ: В Музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах можно увидеть что-нибудь из того, что собрал [для Музея изящных искусств – прим. публикатора] Иван Владимирович?

EOo_8wOdaxw

Скифос и амфора, привезенные И.В. с раскопок в Помпеях

ЕЛЕНА ШВЕДОВА:  Да, один из залов представляет, как раз, часть экспозиции, которая могла бы присутствовать в Музее изящных искусств имени императора Александра III, как он тогда назывался. Это, безусловно, тоже копии. А из подлинников есть скифос и амфора. Эти предметы привез Иван Владимирович с одной из раскопок в Помпеях, в этих раскопках он лично участвовал.

Музей семьи Цветаевых концептуально – это дом священника, т.е. это дом, в котором жили дед Марины Цветаевой, жила семья Цветаевых в течение 75 лет.  Изначально Музей знакомит с бытом именно семьи. В следующем зале идет разговор о братьях. И в целом Музей – это не только восстановленный быт священника, там есть плавный переход к Москве, есть зал, в котором восстановлена обстановка гостиной дома в Трехпрудном переулке, где родилась и жила до замужества Марина Цветаева. Из этого зала переход к Музею, которым занимался Иван Владимирович. Т.е. наш Музей – это не буквальное восстановление священнического дома, а рассказ о семье. Соответственно экспозиция простроена так, чтобы можно было оказаться непосредственно в той атмосфере, в которой пребывали эти люди не только в этом месте, а которая в целом окружала их.

Зал братьев Цветаевых, поставец, принадлежавший В.Д. Цветаевой

Зал братьев Цветаевых. Поставец, принадлежавший В.Д. Цветаевой

Обстановка гостиной дома в Трехпрудном переулке

Обстановка гостиной дома в Трехпрудном переулке (отправлена в Талицы в 1892 году)

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Елена, а что известно о связи цветаевского рода с родом Бальмонтов?

МИКИТА АНЧАРОВ: … которые жили здесь рядом. Для радиослушателей я поясню. Бальмонт родился в селе Гумнище Шуйского уезда и уже после того, как уехал с Ивановской земли, очень сдружился с Мариной Цветаевой.

ЕЛЕНА ШВЕДОВА:  Да, сдружились они уже в Москве и очень долго поддерживали теплейшие отношения. Но до всего этого, дед Марины Цветаевой отпевал деда Бальмонта.

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: Елена, расскажите, кроме выставочной и краеведческой работы, какие еще мероприятия проводятся в Музее?

Встречас с Ольгой Трухачевой с Музее семьи Цветаевых (октябрь 2016)

Встреча с Ольгой Трухачевой с Музее семьи Цветаевых (октябрь 2016). На фото: Елена Шведова, Андрей Потерилло, Александра Полякова, Ольга Трухачева

ЕЛЕНА ШВЕДОВА:  Сейчас у нас к Цветаевским чтениям, которые в этом году [2014 год – прим. публикатора] были уже в 28 раз, в Музее открылась выставка, которая посвящена процессу создания Иваном Владимировичем Музея на Волхонке. Выставка начинается с фотографий Ивана Владимировича, студента, филолога, фотографии 68 года. И заканчивается она 1913 годом, где Иван Владимирович в своем восхитительном мундире, который обошелся ему в 700 рублей серебром, по поводу которого он страшно негодовал. Эта выставка описывает процесс создания  Музея, например, представлена фотография Колымажного двора – это пустырь, на котором сейчас стоит Музей уже имени Пушкина.

То, что двигало им в этой работе по созданию Музея, сейчас мало кому свойственно. Это был абсолютный альтруизм, абсолютная любовь к тому, чем он занимался, и все это делалось без какой бы то ни было корысти, без ожидания награды. Я бы хотела сейчас небольшую цитату Ивана Владимировича зачитать. В одном из писем он писал своему бывшему ученику и в последствии другу:

«Корыстолюбивые люди не могут представить себе никакой службы без корысти, не зная, что идея Музея и движется, и растет, и получает успех выполнения только благодаря чистоте намерений и высоте поставленной цели – дать Университету и нашему юношеству новое идеальное изящное учреждение. В этом все честолюбие, вся награда, все наивысшее удовлетворение, перед которым всякое другое возмездие исключается из души совсем, как тлен, как вздор, как суета».

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: На этой лирической ноте мы заканчиваем сегодняшнюю передачу. Напоминаем, что мы разговаривали с научным сотрудником Музея семьи Цветаевых – Еленой Шведовой. Спасибо ей огромное за интереснейший рассказ.

ЕЛЕНА ШВЕДОВА:   Вам спасибо!

ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА: До новых встреч!

МИКИТА АНЧАРОВ: До свидания!

ЕЛЕНА ШВЕДОВА:    Будьте счастливы!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий