Цветаева и Блок: обзор исследований (2)

fotoВ предыдущей заметке мы коснулись вопроса о том, как отражена линия отношений Цветаевой и Блока в биографических монографиях. Следующий вопрос касается изучения творческой природы этих отношений. Сразу можно отметить, что обобщающего труда на эту тему до сих пор не обнаружено. Но объем исследований весьма обширен.

 

Самый беглый, приблизительный подход выявляет как минимум 23 источника, в разных аспектах освещающих нашу тему:

  1. Бройтман C.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. — М.: РГГУ, 2008. — 485 c. Среди содерж.: Цветаева и Блок (222–251).
  2. Войтехович Р.C. Вагнеровский подтекст в «Стихах к Блоку» Марины Цветаевой) // Войтехович Р.C. Марина Цветаева и античность. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой; Тарту: Тартуский ун-т, 2008. С. 392-402.
  3. Голицина В.Н.  М. Цветаева о Блоке: (Цикл стихов «К Блоку»)// Ученые записки ТГУ. Вып. 9, №  857. – Тарту, 1989.
  4. Голицина В.Н. М. Цветаева о Блоке// Тезисы 1-ой Всесоюзной конференции «Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.
  5. Гурьева Т.Н. Концепция творчества в  лиропоэтическом комплексе цикла «Стихи к Блоку»//  Проблемы  современного изучения рус. и заруб. историко-литерат. процесса: Материалы ХХУ зональной науч.-практич.  конференции литературоведов Поволжья и Бочкаревских чтений (22-25 мая 1996 г.) – Самара, 1996. – С. 212-214
  6. Дедюхина Л.Н. «Стихи к Блоку» М. Цветаевой// Acta academiae Paedagogical Argensis. Nova series. – Eger, 1982. – T. XVI.
  7. Желудева Е. В. Блок Марины Цветаевой (Влияние поэзии и личности Александра Блока на творчество Марины Цветаевой: в контексте школьного и вузовского образования) //  «Если душа родилась крылатой…» Вопросы цветаевского музееведения. Особенности восприятия творчества М.Цветаевой современными читателями и учеными. Методические аспекты изучения творчества Поэта в школах и вузах. Материалы VII Международных Цветаевских чтений в Елабуге. / Редакционная коллегия: Г.Р. Руденко (гл. редактор), А.И. Разживин (Ключевский), А.А. Деготьков, Н.В. Берестова, Л.И. Сагирова. – Елабуга: ЕлТИК, 2015. С. 82-93.
  8. Зубова Л. В. Семантика художественного образа и звука в стихотворении М. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку» // Вестник Ленинградского ун-та. Сер. истории, языка и литературы. 1980. Вып. 2. – С. 55–61
  9. Клинг О.А. После «крушения гуманизма» («Егорушка» : диалог Цветаевой с Блоком)  // Поэмы Марины Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок» / Третья международная научно-тематическая конференция (9—10 октября 1995 года). Сборник докладов. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1995
  10. Круглова Т.С. Жанровая интерпретация «Стихов к Блоку» М. Цветаевой в свете коммуникативных установок автора // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 1. С. 118-120.
  11. Кумукова Д.Д. Блоковские лики в эстетике М.И. Цветаевой // Лики Марины Цветаевой: XIII Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9–12 октября 2005 г.): Сб. докл. / Отв. редактор И.Ю. Белякова. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006
  12. Ничипоров И. Б. Художественное пространство и время в «Блоковском цикле» М. Цветаевой // Марина Цветаева: личные и творческие встречи, переводы ее сочинений: Восьмая цветаевская междунар. науч.-темат. конф. (Москва, 9–13 окт. 2000 г.). Сб. докл. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой2001.
  13. Озернова Н.В. «Стихи к Блоку» Марины Цветаевой // Руc.  речь. — 1992. — № 5. — C. 20–24
  14. Осипова О. В. Образ поэта в диалоге М. Цветаевой и А. Блока // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века: Материалы Четвертых Международных Цветаевских чтений. Елабуга, 2008. С.  181-186
  15. Осипова О. Источники поэтического диалога М. Цветаевой и А. Блока //  «Есть такие голоса…»: Диалоги Марины Цветаевой: Монография / А.С. Акбашева, Г.Ф. Ситдикова, И.Ю. Латыпова, О.В. Осипова — Стерлитамак: Стерлитамак. гоc. педагог. академия, 2007.
  16. Осипова О. Символическая система цикла М. Цветаевой «Стихи к Блоку» // «Есть такие голоса…»: Диалоги Марины Цветаевой: Монография / А.С. Акбашева, Г.Ф. Ситдикова, И.Ю. Латыпова, О.В. Осипова —Стерлитамак: Стерлитамак. гоc. педагог. академия, 2007.
  17. Осипова О.В. Мудрость и искушение в поэтическом диалоге М. Цветаевой и А. Блока (на примере образов Царь-Девицы и Змеиной девы)  // Добро и зло в мире Марины Цветаевой: XIV Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9–12 октября 2006 г.): Сб. докл. / Отв. редактор И.Ю. Белякова. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. С.  428-432
  18. Осипова О.В. Символические представления в художественной системе цикла М. Цветаевой «Стихи к Блоку» // Семья Цветаевых в истории и культуре России: XV Международная научно-тематическая конференция 8–11 октября 2007: Сб. докл. / Отв. редактор и составитель И. Ю. Белякова. М., 2008. С. 327-333
  19. Полляк С. Славословия Марины Цветаевой — (Стихи к Блоку и Ахматовой)// Марина Цветаева: Труды 1-го международного симпозиума (Лозанна, 30.VI. — 3. VII. 1982) / под ред. Р. Кембалла в сотрудничестве с Е.Г. Эткиндом и Л. М. Геллером. Bern. Berlin. Frankfurt/ M. New York. Paris. Wien. Bern: PETER LANG SA. 1991
  20. Саакянц А. Марина Цветаева об Александре Блоке // В мире Блока: Сб. статей. – М.: Сов. писатель, 1980. – С. 416–440.
  21. Семенова Е.А. Поэзия: магия и совесть  (Александр Блок и Марина Цветаева) // На путях к постижению Марины Цветаевой: Девятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9–12 октября 2001 года) [Москва]: Сб. докл. –  М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2002
  22. Соболевская Е. К. «Стихи к Блоку» М. Цветаевой как поминальный жанр // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Иваново: ИвГУ, 1998  (с. 113—123);
  23. Шурлякова О.В. Цветаевский миф о Блоке // Лит. обозрение.— 1993. — № 7–8. — C. 61–65.

Не имея возможности в рамках заметки проанализировать всю выборку, ограничимся предварительным обзором. Для целей анализа цикла «Стихи к Блоку» можно разделить упомянутые тексты на статьи общего характера, где цветаевско-блоковская линия рассматривается в укрупненном масштабе, и работы, посвященные конкретному разбору цикла. В этом плане количество обнаруженных работ делится на две практически равных половины.

Самые общие представления темы «Цветаева и Блок» содержатся в работах C.Н. Бройтман  в рамках издания «Поэтика русской классической и неклассической лирики», В.Н. Голициной «М. Цветаева о Блоке», Е. В. Желудевой «Блок Марины Цветаевой (Влияние поэзии и личности Александра Блока на творчество Марины Цветаевой: в контексте школьного и вузовского образования)», А. Саакянц «Марина Цветаева об Александре Блоке», Е.А. Семеновой «Поэзия: магия и совесть  (Александр Блок и Марина Цветаева)» и О.В. Шурляковой «Цветаевский миф о Блоке».

Более конкретно тема представлена в статьях, посвященных разным аспектам отношений двух поэтов. При этом статья Д.Д. Кумуковой «Блоковские лики в эстетике М.И. Цветаевой» рассматривает развитие вопроса в динамике творческой жизни Цветаевой, а  работы О.А. Клинга «После «крушения гуманизма» («Егорушка»: диалог Цветаевой с Блоком)» и С. Полляка «Славословия Марины Цветаевой — (Стихи к Блоку и Ахматовой)» сужают вопрос до конкретных текстов и ракурсов.

Комплексным можно назвать подход к теме О.В. Осиповой. Аспект исследования, именуемый «диалогом» поэтов, реализован в таких работах, как «Образ поэта в диалоге М. Цветаевой и А. Блока», «Источники поэтического диалога М. Цветаевой и А. Блока» и «Мудрость и искушение в поэтическом диалоге М. Цветаевой и А. Блока (на примере образов Царь-Девицы и Змеиной девы)».

Надо полагать, что ни одна из перечисленных статей не обошлась без упоминания «Стихов к Блоку», ибо этот краеугольный камень исследований миновать невозможно. Поэтому количественное деление работ на две половины выглядит достаточно условным. Что же касается конкретного разбора цикла, то он реализован в обнаруженных источниках таким образом.

В.Н.  Голицина связывает цикл с общим ракурсом темы,  о чем говорит название работы «М. Цветаева о Блоке». Обзорным, судя по названиям статей, представляется и подход Л.Н. Дедюхиной и Н.В. Озерновой. Другие исследователи рассматривают тему под определенным углом зрения. Р.C. Войтехович обнаруживает в цикле «вагнеровский подтекст». Т.Н. Гурьева выясняет, как в рамках цикла реализована «концепция творчества». Л. В. Зубова на примере конкретного стихотворения из цикла выясняет семантику художественного образа и звука. Т.С. Круглова занимается вопросом жанровой интерпретации цикла. Интересно сопоставить с этой работой статью Е. К. Соболевской, характеризующую  «Стихи к Блоку» как поминальный жанр. Для И. Б. Ничипорова важным представляется вопрос, как воплощается в цикле художественное пространство и время. О.В. Осипова искала в текстах «Стихов к Блоку» признаки определенной символической системы. Все эти работы мы постараемся рассмотреть в наших заметках, посвященных общей интерпретации цикла.

По итогам нашего краткого обзора можно сделать вывод, что накопленная на сегодняшний день сумма знаний по теме «Марина Цветаева и Александр Блок» создает фундамент для нового этапа: обобщения накопленных данных и создания цельной теоретической концепции, которая, в свою очередь,  послужит открытию новых горизонтов темы.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий