«Стихи к Блоку»: Поэтика цикла (1)

fotoВ предыдущей заметке мы разобрали работу Т.С. Кругловой о жанре цикла, в которой говорится, что

по формальным и содержательным признакам стихотворения прежде всего вписываются в жанровые координаты послания.

Определив несомненное присутствие признаков этого жанра, автор отметил и своебразную форму, в которой реализуются  послания. Сегодня мы поговорим о первой части цикла. По мнению Кругловой,

Цветаева

вовсе не задается целью завязать диалог с адресатом, втянуть его в собственные рассуждения, сделать его соучастником своих переживаний. Она избирает принципиально иную позицию: восхищенного наблюдателя … Автор-адресант не пытается заговорить с адресатом, привлечь внимание, а лишь восхищенно наблюдает за ним со стороны. …Цветаева воспевает, прославляет его, ставит над всеми, наделяет божественными чертами, поэтому послание модифицируется в оду.

Чтобы проверить гипотезу одического «поджанра», выясним, каковы стилистические признаки оды и поищем их в текстах цикла.

Словарь литературоведческих терминов объясняет оду как

жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие (Термины)

По теории Б.В. Томашевского,

Ода – как риторическая лирика – отличалась усиленным применением стилистических приемов (тропов и «фигур») и диалектическим развитием мотивов. …В современной поэзии к типу оды приближаются некоторые стихотворения Маяковского, посвященные революции, «Скифы» Блока, значительное количество стихотворений на гражданские темы разных поэтов (Томашевский)

На основе этих определений можно выявить такие существенные признаки оды:

  1. Нацеленность на восхваление, воспевание объекта произведения
  2. Высокий, торжественный характер речи
  3. Усиленный риторический эффект художественных приемов
  4. Сюжетное развитие темы.

Есть ли перечисленные признаки в текстах цикла? Для примера возьмем самое короткое стихотворение:

4

Зверю — берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги.

Каждому — свое.

 

Женщине — лукавить,

Царю — править,

Мне — славить

Имя твое.

2 мая 1916

В заметке, посвященной разбору этого стихотворения, мы отметили своеобразное построение текста:

Главная мысль не объявлена. Вместо этого представлены параллели примеров. …примеры демонстрируют неуклонность выполнения правила: объект должен следовать основной, главной предназначенной ему функции. … логика рассуждения подходит к неопровержимому заключению: ей, Цветаевой, предназначено судьбой служение имени Блока…

Таким образом реализуется первый признак оды: воспевание объекта. Строгий, мерный, выдержанный в одной синтаксической схеме характер предъявляемых параллелей создает общий торжественный тон монолога — и это также несомненный признак оды. Эта схема наделена  риторической заостренностью: эллипсизм во всех семи строках и резкий финал из двух слов в восьмой строке. После медленного, напряженного перечисления примеров, с каждым шагом приближающего героиню к высказыванию самого заветного желания, эти слова звучат словно мучительный и счастливый выдох — и, возможно, не в спину, как мы предположили в нашей заметке,  — а в лицо обожаемому существу. Постепенно возрастающая мощь риторической волны — несомненный признак одического стихотворения. И, наконец, сама постепенность, последовательное развертывание мысли о предназначениях судьбы подтверждает, что и этот краткий текст наделен таким необходимым признаком оды, как сюжетное развитие темы.

Однако в той же работе Т.С. Кругловой содержится указание и на другую стилевую модификацию жанра послания. О ней — наша следующая заметка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Термины — Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
  2. Томашевский — Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий