Поэтика цикла «Ахматовой»: тематика и жанр (1)

index2В исследовании З.А. Ветошкиной ««Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста» выявлены обязательные и факультативные критерии поэтического цикла:

 

У всех рассмотренных циклов выявлены такие признаки, как наличие единой организации (на всех языковых уровнях), концептуальное единство, контекстная зависимость элементов, общность художественного мира, озаглавленность, которые признаны нами обязательными критериями циклообразования. Вероятностными критериями циклообразования, встречающимися в одном или нескольких циклах, выступили: название, эпиграф, посвящение, единство темы, жанровая общность, единство времени, единство места, наличие «внутреннего сюжета» и др. Последние обусловлены характером эстетической системы того или иного литературного направления, свойствами языковой личности автора, содержательными особенностями конкретного цикла, а также другими особенностями, полный перечень которых вряд ли может быть выявлен. (Ветошкина: 209)

Единство темы в нашем понимании — наличие тематического ядра, основного мотива, в той или иной форме присутствующего в каждом тексте цикла. Таким образом, по представлениям автора, общая тема и жанровое единство могут присутствовать в цикле, а могут и отсутствовать. Посмотрим, как обстоит с этим в цикле «Ахматовой».

Тематика

Требование общей темы как циклообразующего фактора заставляет задуматься о тематике цикла. Для этого прежде всего определим терминологическую сущность вопроса и обратимся к словарям.

ТЕМАТИКА — совокупность литературных явлений, составляющих предметно-смысловой момент поэтического произведения. (Эйхенгольц)

ТЕМА — основной замысел, основное звучание произведения. (Зунделович)

Таким образом, тематику цикла можно определить как совокупность тем входящих в него текстов, образующих определенную систему.

В предыдущей заметке мы попытались определить композиционную структуру цикла путем выявления «сюжетных формул», т.е. тематической основы стихотворений в их последовательном расположении. Вот как выглядит тематический перечень в уточненном виде:

(1) «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»: Поэтическая сила Ахматовой как основа ее общепризнанного титула первой русской женщины-поэта.

(2) «Охватила голову и стою…»: Роль Цветаевой в утверждении общественного признания Ахматовой.

(3) «Еще один огромный взмах…»: Посмертная судьба Ахматовой.

(4) «Имя ребенка — Лев…»: Судьба сына Ахматовой.

(5) «Сколько спутников и друзей!.. »: Роковая зависимость Ахматовой от предначертаний Судьбы.

(6) «Не отстать тебе! Я — острожник…»: Роковая взаимная зависимость Ахматовой и Цветаевой, от которой можно избавиться лишь смертью.

(7) «Ты, срывающая покров…»: Утверждение личной неподвластности подавляющему влиянию Ахматовой.

(8) «На базаре кричал народ…»: Несоответствие внешнего и внутреннего облика Ахматовой

(9) «Златоустой Анне — всея Руси…»: Признание общественного приоритета Ахматовой

(10) «У тонкой проволоки над волной овсов…»: Максимальная сакрализация образа Ахматовой

(11) «Ты солнце в выси мне застишь…»: Демонстрация личной дерзости перед священным образом

(12) «Руки даны мне — протягивать каждому обе…»: Презентация собственного поэтического образа

<13> «А что если кудри в плат…»: Маска как орудие борьбы в творческом соревновании.

Как видим, каждое стихотворение имеет собственную, отличную от других тему. Это определяет его художественную уникальность, поэтическую самоценность. С другой стороны, речь идет о цикле, т.е. системе текстов как совокупности элементов, связанных определенным образом и таким образом создающих новый, общесистемный эффект, которым не обладает ни один отдельно взятый элемент. При этом условии можно, в частности,  говорить и о наличии общей тематики.

В предыдущей заметке мы выявили определенные закономерности в сюжетной конструкции цикла: стихи объединены попарно тематической связью; каждая пара реализует определенный метасюжетный мотив и служит основой для его развития в следующем звене тематической цепи; развитие завершается финальным пуантом, который содержит принципиально новый, уникальный, но сюжетно оправданный мотив.

Таким образом, при всем тематическом разнообразии отдельных стихов цикл «Ахматовой» имеет общую тематику, которую можно сформулировать как проявляющееся в каждом тексте цикла отношение Цветаевой к поэтическому феномену Ахматовой, выраженное в наиболее существенных для нее аспектах и завершающееся самоутверждением в сфере поэзии.

Жанровые характеристики цикла требуют отдельного подхода. О них мы поговорим позже.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветошкина — Ветошкина З. А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста: дис… канд. филол наук. Краснодар, 2002.
  2. Зунделович Я., Н. Д. [Дурново Н. Н.] Тема // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 927—929.
  3. Эйхенгольц — Эйхенгольц М. Тематика // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 929—937.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий