Поэтика Цветаевой: Тематика (1)

СимволВ предыдущей заметке мы говорили о тех глубинных устоях, которые определяли ракурс цветаевского мировидения. Мы взяли опорой мысль О. Ревзиной о «русскости» Цветаевой как почвы, на которой могла в полную силу расцвести  личность ее масшаба:

Цветаева …вскрыла не только огромную содержательную насыщенность «безмерного мира», но она нашла для него форму. …Русский язык ответил ее «безмерным», «непомерным требованиям». Цветаева показала, что значит гармония максимума. (Ревзина: 18).

Итак, масштабность,  содержательная насыщенность, дохождение до глубинной сути того явления, образа, мотива, который попадает в фокус цветаевского внимания, — вот черты, характеризующие стиль произведений Цветаевой, какой бы теме они ни были посвящены.

А как же выглядит сама тематическая система Цветаевой?

Посмотрим, что говорят исследователи.

Надо сказать, что тематика — один из обязательных пунктов в трудах цветаеведов. Но, как правило, речь идет о тематике конкретных произведений или ракурсов. Работы, объединяющие объемность и конкретность, рассматривающие цветаевскую тематику как систему — единичны. И структура ее выстроена традиционно: вытянута по хронологической оси.

Среди первых таких работ можно назвать книгу Д. Таубман «»Живя стихами…»: Лирический дневник Марины Цветаевой», изданную на русском языке в 2000 году. А следующей по времени, но  более существенной в аналитическом плане стоит считать монографию И. Шевеленко «Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи», вышедшую в 2002 г. Необходимо назвать еще одну работу — краткую, но информативную статью Р. Войтеховича «Тематический маршрут лирики Марины Цветаевой» (2013).

Авторы, как было сказано, выстраивают тематическую линию по биографической оси, вполне логично увязывая тематические повороты с событиями жизни Цветаевой. В работе Р. Войтеховича это сформулировано так:

Тематическое развитие лирики Цветаевой тесно связано с личной биографией, реакцией критики и историческим контекстом. Среди биографически важных факторов была первая любовь (1910), смерть дочери (1920), эмиграция и воссоединение с мужем (1922), этапы взросления, любовная биография, этапы эмиграции и репатриации, кончины близких.

Попробуем проследить «тематический маршрут» цветаевской лирики в трех исследовательских версиях.

Д. Таубман и И. Шевеленко обозначают  хронологические рамки периодов, создают их тематические символы и кратко именуют важнейшие биографические и творческие пункты. А «текстовая версия» Р. Войтеховича раскрывает содержание этих пунктов. Рассмотрим первый этап:

Д. Таубман И. Шевеленко
ПОЭТ-РЕБЕНОК: 1892–1912

  • Мать и отец
  • После мамы
  • Макс и Сережа
«ГИМНАЗИСТКА» (1908–1912)

  • «Любовь к словам»
  • Глазами критики
  • «Хорошая школа»
  • «Но в цехе я не буду»

 

Р. Войтехович:

Марина Цветаева родилась одновременно с русским символизмом — в 1892 г. — и дебютировала книгой стихов «Вечерний альбом» в 1910 г., когда символизм достиг совершеннолетия и взорвался россыпью мелких «-измов». Ни к одному из них она не примкнула, ибо жаждала «всех дорог» («Молитва», 1909), но, как море, оставалась верна только себе, — ведь Марина и значит «морская» («Душа и имя», до 1912). Не оробев перед В. Я. Брюсовым, в ее любовной поэзии разглядевшим лишь детские «пустяки», она и второй сборник «Волшебный фонарь» (1912) переполнила «пустяками», увенчав его посланием «Литературным прокурорам». Книга стала свадебным подарком девятнадцатилетней жены восемнадцатилетнему мужу, С. Я. Эфрону (1893–1941), вскоре награжденному и дочерью Ариадной (1912–1975).

Таким образом, первый период отражает вполне традиционные темы начинающего поэта —  книжные, гимназические и домашние впечатления, дружеские связи, любовные переживания, реакция на первые критические отзывы  — но есть и такие, в которых угадываются истоки мотивов, образов, сюжетов, воплощенных в следующих периодах. И среди этих тем — размышление о своем «Я», о своем месте в мире вообще и в мире поэзии в частности: лейтмотив поэтического пути Цветаевой, о котором говорилось в докладе Е. Титовой на цветаевской конференции в октябре 2016 г. Мы немного рассказывали об этом докладе в нашем обзоре и будем упоминать его положения при анализе следующих уровней тематической системы цветаевского творчества.

Продолжение следует.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Войтехович Р. Тематический маршрут лирики Марины Цветаевой // Cuadernos de rusística española. Universidad de Granada, 2013. № 9. Pp. 79–90.
  2. Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: Опыт системного описания поэтического идиолекта. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2009
  3. Таубман Д. «Живя стихами…»: Лирический дневник Марины Цветаевой. М., 2000.
  4. Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий